ПРАКТИЧНОСТЬ, ИЛИ МОРАЛЬНОСТЬ ФИЛОСОФИИ

Вступает ли философия в непосредственный контакт с прак­тической деятельностью человека? Старое-престарое убеждение состоит в том, что нет ничего непрактичнее, чем философия. Но так ли это?

Практика — это действия, поступки людей. Действуя, чело­век преследует некоторые цели. Какие? Самые различные, но главный практический ориентир — это ценность добра. Ес­ли в науке в противовес заблуждению возвышают истину, а в искусстве противопоставляют безобразному красивое, то в сво­ей практике человек стремится к подавлению зла и достижению добра. (Заметим в скобках, что беда преступников определяет­ся не тем, что они изначально злобны, а узким, бандитским по­ниманием добра.)

Человек в отличие от животного прежде чем действовать вырабатывает представление о желаемой цели. Здесь-то ему как Раз и приходится обращаться к философии. Отвечая на вопрос

«Что я могу и что я должен делать?», человек занимается раз­решением типичной философской проблемы.

Философия выявляет и вырабатывает смыслы человеческих деяний, поступков, формирует стратегические цели. Именно в этой области реализуются практические потенциалы филосо­фии. За бездумные поступки людей, либо стремящихся к сию­минутным удовольствиям, либо просто не умеющих предвидеть последствия своих действий, философия не несет ответственно­сти. Философы сознательно выступают против засилья легкомыс­лия, отказа от всестороннего анализа состоятельности намечае­мых планов практических действий и столь же основательного рассмотрения последствий уже сделанного.

Философия поступка находит свое наиболее яркое выраже­ние в морали человека, в его этических ценностях. Практичность философии состоит в ее этической направленности, в морально­сти. Нет ничего практичнее, моральнее, чем хорошая филосо­фия. Человек — существо моральное, он призван жить по за­конам морали, которые осмысливаются в этике, а не по зако­нам джунглей.

На наш взгляд, во всех случаях, когда человеку приходит­ся принимать ответственные решения, он вынужден становить­ся философом. Кажется, это правило не знает исключений. Чи­тателю нетрудно убедиться в справедливости сказанного. Для это­го следует просто-напросто вспомнить ситуации, когда кому-то приходилось принимать судьбоносные решения.

К выдающемуся французскому философу Жан-Полю Сарт­ру как-то пришел его ученик, который просил совета. Ему хо­телось стать участником «Сражающейся Франции», но его бес­покоила судьба матери, тяжело переживающей смерть своего стар­шего сына. Что делать,— вопрошал юноша,— остаться с мате­рью или уйти в ряды вооруженных сил? У юноши было много доводов в пользу как первого, так и второго решения. Никакая наука, никакая писанная мораль не давала ему ответа на вопрос. К тому же Сартр был по-философски суров: «Вы свободны, вы­бирайте, т.е. избирайте». Смысл совета таков: каждый сам от­ветственен за свой поступок, а гарантия от безответственности, по крайней мере в данном случае,— полноценное философство­вание. Другого пути нет.

Таким образом, хорошая философия не только не чужда прак­тической деятельности человека, а наоборот, придает ей эти­ческую, благородную осмысленность.