ГЕГЕЛЬ ПРОТИВ КАНТА

Философия Канта во многих отношениях считается образ­цовой, но и она не является окончательной истиной. На этом осо­бенно резко настаивал Георг Гегель, еще один выдающийся не­мецкий философ.

Кант противопоставлял субъекту внешний мир, объект. Субъект в соответствии с априорными принципами сознания упорядочивает ощущения, которые он получает от своего окру­жения, и таким образом осваивает мир. Согласно Канту, субъ­ект и объект настолько резко отличаются друг от друга, что о их какой-либо одинаковости не может быть и речи. Против этого как раз и выступает Гегель.

Гегель считает, что благодаря своему мышлению человек об­наруживает одинаковость (философы говорят тождественность) субъекта и объекта. Эту одинаковость, тождественность, общность Гегель называет старым словом идея (возрождается Платон!).

Еще одна мысль Гегеля состоит в том, что само обнаружение идей, уяснение человеком их достоинств (в мире нет ничего важ­нее, чем идеи) вынуждает начинать философствование не с субъ­екта, а с самих идей. Философия есть постижение мира в идеях.

 
 

По Гегелю, идеи существуют на трех уровнях:

Идеи существования, качества, коли­чества, сущности, противоречия, поня­тия

Идеи пространства, времени, материи, движения, геологической, растительной животной природы, жизни и смерти

Идеи души, сознания, духа, права, мо­ральности, нравственности, государства, искусства, религии, философии

Итак, согласно Канту, идеи существуют в сознании, а соглас­но Гегелю, — в мире.