ГЕГЕЛЬ: ФИЛОСОФИЯ ЕСТЬ НАНКА, ЛОГИКА. ДИАЛЕКТИКА

 

Гегель писал: «Я взял на себя труд способствовать возвыше­нию философии до уровня науки». С этой целью Гегель строит систему идей, старается вывести из одной идеи следующую (смотрите список идей на рисунке). Все это означает, что фило­софия оказывается наукой идей, самой универсальной логикой, логикой движения идей, диалектической логикой.

Со словом диалектика мы уже знакомы, в античной фило­софии под диалектикой понималось искусство спора, обнаруже­ния заблуждений и их последовательного преодоления. Сократ и Платон считали, что заблуждения мысли достойны порица­ния, критики, их надо избегать не менее, чем болезней. Арис­тотель формулирует даже закон о недопустимости противоре­чий. Гегель придерживается другого мнения. По большому сче­ту, полагает Гегель, противоречия неискоренимы и присущи каждой идее. Не всякое противоречие есть заблуждение. Проти­воречие есть сущность, корень движения идей, то, что вынуж­дает человека восходить от одной идеи к другой, все более и бо­лее содержательной, богатой, не абстрактной, а конкретной.

Кто прав, Аристотель и миллионы его почитателей из чис­ла формальных логиков и математиков (логические противоре­чия — это заблуждения) или Гегель и сторонники диалектиче­ской логики (логика есть переход от одних противоречий к дру­гим)? На наш взгляд, более прав Аристотель, правильная ло­гика должна избегать противоречий. Правоту Гегеля мы видим в другом: в жизни человека череда проблем не заканчивается окон­чательным решением.

 

ГЕГЕЛЬ: «ВПЕРЕД»

«я считаю,— писал Гегель,— что мировой дух скомандовал времени "вперед". Этой команде противятся, но целое движет­ся, неодолимо и неприметно для глаз, как бронированная и со­мкнутая фаланга, как движется солнце, все преодолевая и сме­тая на своем пути». Мировой дух (выражение звучит довольно мистически) — это совокупность идей, их движение. Философия Гегеля выступает как яркое выражение процессуальное™, исто­ричности рассматриваемых явлений. В этом состоит одно из до­стоинств философии Гегеля.

В античности мировые процессы считали цикличными. Как учил, например, Гераклит, мировой огонь то вспыхивает, то уга­сает, периодически охватывая весь мир. В средние века ждали второго пришествия Христа, на Руси это ожидание было особен­но томительным в 1491 году, когда по церковным, не оправдав­шимся расчетам должен был появиться Бог-сын; полагали, что второе пришествие Христа установит вечное состояние, история человека будет остановлена.

В Новое время по целому ряду причин и прежде всего в си­лу и на фоне нарастающего индустриального развития все более детально разрабатывается идея прогресса. Гегелевская диалек­тика, его упомянутое «вперед» как раз и выражают идею про­гресса.

Благодаря Гегелю разум стал, как любят выражаться фило­софы, историчным, развивающимся. Идея развития становит­ся одной из центральных.