О ФИЛОСОФСКОЙ СИТУАЦИИ В РОССИИ

При оценке философской ситуации в России следует иметь в виду три обстоятельства.

• Многие философы, ученые и преподаватели, люди, прошед­шие их школу, являются сторонниками, сознательными или бессознательными, диалектического материализма — той самой философии, которую развивали Маркс, Энгельс и Ленин.

 

• Значительная часть наших людей приобщается к упомяну­тым выше философским направлениям — аналитической фило­софии, феноменологии, герменевтике и постмодернизму, приоб­ретших статус признанных составляющих мировой философии.

• Третью, также большую по численности группу наших со­отечественников составляют те, кто является сторонником осо­бого, русского, российского пути в философии. При этом под рус­ской понимается прежде всего та философия, которая существо­вала в России до 1917 г. и которая была продолжена вынужден­ными и добровольными эмигрантами. Речь идет о философии В.С. Со­ловьева, П.В. Флоренского (погиб в сталинских застенках), НЛ. Бердяева, А.Ф. Лосева и др.

О ПЛЮРАЛИЗМЕ В ФИЛОСОФИИ

В переводе с латинского плюрализм означает признание пра­вомерности не одного, а многих, в данном случае философских, воззрений. Плюралисты выступают против однопартийности в фи­лософии. Именно такая точка зрения проводится в этой книге, что, как мы полагаем, соответствует состоянию современной мировой философской мысли, не совместимой с изоляционизмом, где бы он не проводился — в Америке, Англии, ФРГ или России.

В наши дни открыто выступать против плюрализма отважи­ваются редко, никто не хочет прослыть ретроградом. Тем не ме­нее антиплюрализм жив, часто его маскируют в красивые одеж­ды. Предлагают, например, изучить главное в философии, а не­существенное опустить. Глядь, а оказывается, культивируется толь­ко одна точка зрения, плюрализма-то и нет. В старых советских учебниках философии изучались воззрения многих философов, но интерпретация их проводилась односторонне, исключитель­но с диалектическо-материалистических позиций. Что не со­гласовывалось с этой позицией, отвергалось; этот не диалек­тик, тот не материалист и т.д. Такая позиция напрочь исклю­чает плюрализм.

Особо следует сказать, что плюрализм пронизывает собой всю науку, принципиальные споры ведут между собой не толь­ко гуманитарии, но и математики, и физики, т.е. представите­ли тех наук, в которых, казалось бы, сама их строгость исклю­чает разброс мнений. Действительное положение дел свидетель­ствует в пользу реальности плюрализма во всех науках.

Увы, в преподавании многих наук плюрализм обычно даже не упоминается. Наученные таким образом студенты вузов и тех­никумов считают плюрализм чем-то экзотическим, уместным раз­ве что в практической жизни. Плюрализм в философии тогда вос­принимается чуть ли не как ее недостаток. Между тем плюра­лизм в образовании — это всегда противовес догматизму. По этой причине изучение различных философских систем очень благо­творно, ибо здесь как раз и заключено основное противоядие от догматизма. В философии потенциал плюрализма очень велик, он выявлен давно, и, конечно же, его использование — благо­творное дело.

 

4.2. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ