ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД

Соотносительность субъекта и объекта. Гуссерль недово­лен жестким (как, например, у Канта) противопоставлением субъ­екта объекту. При таком противопоставлении преувеличивают либо значение субъекта (что приводит к субъективизму), либо объ­екта (что приводит к натурализму). Субъективизм приводит к психологизму, полагают, что содержание науки берется исклю­чительно из сознания. Натурализм понимает сознание как пас­сивное отражение реальности, а между тем оно активно. Правиль­ная точка зрения состоит в том, что в явлениях сознания субъ­ект и объект даны в их соотносительности.

Эпохе, феноменологическая редукция, интенция. Внешний для человека предмет дается ему в ощущениях, восприятиях, созерцаниях. Но этим познание не закончено, а только начина­ется. Теперь наступает черед специальной работы сознания. Не навсегда, а на время надо внешний мир «заключить в скоб­ки», воздержаться от поспешных суждений о нем (такое воздер­жание со времен древних греков называется эпохе). На время анализа внешний мир «замкнут», сведен (редуцирован) к явле­ниям сознания. При этом нельзя забывать, что в стратегичес­ком смысле сознание всегда ориентировано, направлено на предмет. Это и означает, что сознание интенционально, т.е. на­правлено на предмет.

Идентирование. Эйдос. Интуиция. Рассмотрим феноменоло­гический метод на конкретном примере. Как воспринять и ос­мыслить, что такое яблоня? Человек рассматривает конкретную яблоню и синтезирует получаемые от нее восприятия. Человек имеет дело с восприятиями от одной и той же яблони, поэто­му синтезирование выступает как идентирование, т.е. «схваты­вание» одинакового. Так субъект формирует представление «об этой яблоне».

Но как составить себе идею (по Гуссерлю, эйдос) о яблоне во­обще? Кстати Гуссерль не случайно использует слово эйдос. Эй-дос — это идея, не потерявшая своей конкретности, образности. На пути к эйдосу «яблоня» субъект воображает (фантазирует), представляет себе различные яблони, в том числе и такие ее свой­ства, которые присущи всякой яблоне. В результате достигает­ся эйдетическое описание. Оно формируется в сознании, без ка­кого-либо вмешательства предмета.

Акту переживания соответствует высказывание. Динамике пе­реживаний соответствует динамика высказываний. Все дело в том, чтобы высказывание обладало подлинным значением. Есть слова и выражения, которые всего лишь указывают на не­что, это бедные знаки. И есть высказывания-подлинные, полно­весные знаки, в которых человек выражает свое отношение к происходящему, делает себя ответственным за происходящее.

Феноменолог стремится сохранить и преумножить полноту бы­тия, которая реализуется в динамике созерцаний, пережива­ний, их смыслов (эйдосов), высказываний. Но благодаря чему уда­ется совершить переход от созерцания отдельных предметов к их смыслу? Благодаря интуиции.

Существенное обстоятельство состоит в следующем: едва ли не во всяком высказывании содержится больше того, на что ука­зывает содержание. Допустим, я, указывая пальцем на книгу, утверждаю: «На этом столе лежит книга». Я вижу два предме­та — стол и книгу. Я никогда не увижу в словах «на», «этом», «лежит» тот смысл, который вкладываю в слово «книга». Че­ловек образует смысл не на пустом месте, а благодаря исходным созерцаниям. Но в смыслах заключено больше, чем в созерца­ниях.

Итак, феноменолог берет предмет созерцания «в скобки», затем он обогащает созерцание смыслами и только после этого полученный эйдос возвращается предмету, что и означает со­хранить полноту жизненного мира. В этом смысле очень пока­зательно, что Алексей Лосев, высоко оценивая гегелевскую ди­алектику идей, настаивал на замене идей эйдосами. Эйдосы по сравнению с идеями более конкретны, более жизненны, более смыс­лов мки.