ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФЕНОМЕНОЛОГИИ

Основные положения феноменологии достаточно детально рассмотрены в параграфе, посвященном феноменологическому ме­тоду.- Сейчас мы представляем их в более компактном виде, в форме предписаний.

• Начиная философствование, на время анализа самого созна­ния абстрагируйтесь от внешнего мира, «заключите его в скоб­ки».

• Обогатите материал созерцания своим воображением (пред­ставьте себе то, что вы анализируете так и эдак).

• Воображение приводит к эйдосу, который обозначьте выска­зыванием.

• На основе полученных эйдосов и высказываний интерпре­тируйте содержание предмета анализа.

• Избегайте всякого обеднения жизненного мира человека.

 

4.3. ГЕРМЕНЕВТИКА

 

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ТЕРМИНА «ГЕРМЕНЕВТИКА»

 

По древнегреческому преданию бог Гермес — вестник Зевса, владыки богов и людей. Гермес должен был разъяснять людям послания Зевса, обеспечивать их понимание. Эта же легенда по­ вторяется в древнеримской мифологии, где Юпитер — то же, что Зевс, а Меркурий — то же, что Гермес.

Средневековая евангелия в переводе с греческого есть тоже весть (благая весть). Вначале было слово, но его смысл надо разъ­яснить (в этом состоит первоочередная задача посланников Бо­га, апостолов). Христианские проповеди, а методика их прове­дения была разработана весьма детально еще в средние века, есть уяснение смысла божественного слова, но не столько рацио­нальными, сколько иррациональными средствами.

Исходя их изложенного герменевтику часто определяют как способ философствования, центром которого является интер­претация, понимание текстов. Это соответствует тому обстоя­тельству, что в герменевтике языку уделяется огромное внима­ние. Тем не менее содержание герменевтики много шире приве­денного определения. В связи с последним утверждением обра­тимся к истории становления герменевтики как философского направления.