КАК МЫ ПОНИМАЕМ?

Выше при определении герменевтики мы использовали цен­тральный для нее термин «понимание». Что такое понимание? Как понимает человек, бытийствующий в мире? Когда человек Может с полным основанием утверждать, что он понимает? Ес­ли человек задает вопросы, то это свидетельствует о том, что он недопонимает. Вопрошание запускает процесс понимания.

Но как в нем добиться успеха? Как достичь истины — вот во­прос вопросов.

В науке понимание часто интерпретируют как подведение под понятие. Так делают, когда решают задачи по математике, фи­зике, другим учебным дисциплинам. Герменевт считает, что здесь нет подлинного понимания, а присутствует всего лишь объ­яснение. Понимание должно быть по-настоящему жизненным, оно должно иметь дело с сущим, а наука от многого просто-на­просто абстрагируется. В критике «бескровных» идеалов науки герменевт согласен с феноменологом. Однако по принципиаль­ным вопросам они расходятся.

Феноменолог в основном ориентируется на созерцание, он стре­мится к миру посредством конструкции сознания. Но почему же не вступить в прямой контакт с внешним миром? Надо, счита­ет убежденный герменевт, твердо держаться вещи, не убегать от нее в сознание, не довольствоваться всего лишь созерцанием и его обработкой в сознании.

Человек изначально находится в мире сущего, испытывает ин­терес к нему (на латинском «среди сущего» — интересе, ина­че говоря, быть среди сущего значит интересоваться им). Одна­ко вещи закрыты от человека, у них есть свои границы. С дру­гой стороны, свои границы есть и у каждого человека. Понима­ние будет достигнуто и истина откроется, если удастся добить­ся слияния границ вещи и человека. Несколько примеров пояс­нят нам ситуацию.

Допустим, у меня есть автомобиль. Как открыть его тайну? Дать ему возможность показать себя всесторонне, в совершенст­ве. А для это им надо пользоваться. Но не любым образом, ина­че он просто придет в негодность.

Другой пример. На вопрос учителя сколько будет 5x4, уче­ник дает неправильный ответ «22». Герменевтически настроен­ный учитель не расценит такой ответ как торжество глупости, а увидит за ним потаенную сущность. Он постарается ее выяс­нить, ибо без этого он не в состоянии помочь ученику. Всякий предрассудок имеет свой, иногда глубокий, смысл.

Еще пример (самого Хайдеггера): «Картина Ван Гога есть рас­крытие того, чем вещь, пара крестьянских ботинок, является в истине. Это сущее выступает в непотаенность своего бытия... В произведении искусства действенно произведена истина су­щего». Перед картиной Ван Гога остановится тот, для которого изображение двух истоптанных башмаков есть подлинный зов сущего. Ему-то и открывается истина. Истина есть, по Хайдег-геру, открывшаяся потаенность вещи. Не случайно мы говорим «истинный друг», «истинная любовь» и т.п.