ВОПРОС ГАДАМЕРА: КАК МЫ ПОНИМАЕМ ТЕКСТ?

Согласно Хайдеггеру, человек заброшен в мир, он изначаль­но находится среди сущего, он заинтересован им и вместе с тем озабочен, испытывает чувство неопределенности, страха перед не­ведомым, и прежде всего в силу своей конечности, смертности. Понимание предполагает практическое действие, но оно с той же необходимостью есть выражение субъекта, его вы-кладка, интер­претация. Но всякая интерпретация имеет языковую, текстуаль­ную форму. В силу чего герменевтика и есть интерпретация текста.

Понять текст — это значит найти в нем ответы на ряд вопро­сов, определяемых границами вопрошаемого, его образованием, вку­сом (эстетическим, например), талантом, традиционностью. Соглас­но Гадамеру, тщетны попытки видеть смысл текста в сознании его творца (ибо создатель текста сам есть часть мира, к тому же мы хотим познать непосредственно данное, точнее: за-данное для на­хождения ответа), у текста нет собственного смысла вне его ин­терпретации, а в рамках этой интерпретации неуместен субъек­тивный произвол, ибо сам текст не произволен. Итак, понимание достигается в обеспечении слияния горизонтов текста и чело­века. При этом надо иметь в виду так называемый герменевти­ческий круг. Человек должен понять то, внутри чего он с самого начала находится, круговая зависимость связывает целое и его часть. Мы можем понять текст только как часть целого, о котором у нас есть некоторое пред-понимание до начала интерпретации текста. Наконец, следует учесть, что понимание исторично, преходяще, временно, а это означает изменчивость самих горизонтов понима­ния. Каждое новое поколение интерпретирует по-своему.