АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ПОЧЕМН ВОЗНИКЛА АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ?

Философия наших дней включает в себя не только те направ­ления, которые с некоторым предубеждением относятся к науч­но ориентированной философии, например герменевтику. Гран­диозные успехи науки, особенно логики, лингвистики (языкове­дения), математики и физики не могли не изменить содержание философствования. Более того, эти изменения оказались впечат­ляющими, к их рассмотрению мы как раз и переходим. Но преж­де необходимо определиться с тем, что понимается под аналити­ческой философией.

Аналитическая философия — это философствование по­средством детального анализа используемой логики и языка. Ло­гика и язык выдвигаются на самый передний план, но почему, в силу каких оснований? Таких оснований много, укажем два глав­ных.

Во-первых, это трудности, с которыми имели дело математи­ки в начале XX в. (равно как и в его конце). В науке образцом строгости всегда считалась математика. Но довольно неожидан­но математики стали все чаще встречаться с различного рода па­радоксами, противоречиями. Простыми средствами с этими за­труднениями не удавалось справиться. В силу этого крепло убеж­дение, что корни затруднений скрыты в основаниях математики. Но что входит в основания математики? Логика и некоторый ис­кусственный язык, а также философия. Глубокие специалисты в области математики и логики, такие как немец Готтлоб Фре ге и англичанин Бертран Рассел, пришли к выводу (особенно рез­ко высказывался на этот счет Рассел), что прежняя философия устарела, в ней не меньше путаницы, чем в математике.

Во-вторых, аналитизм возник как реакция на засилье иде­ализма в английских университетах начала XX века. Для анг­лийских философов, вспомните Локка, всегда был характерен эм­пиризм и сенсуализм, конкретность, антисхоластичность. Мож­но даже сказать так: англичане меньшие идеалисты, чем немцы и французы. Лишь временно, в конце XIX в., в Англии возоб­ладал идеализм. Реакция не заставила себя долго ждать. Было признано, что идеализм несостоятелен, он затуманивает ясное по­ложение дел. В философии надо брать за основу не абстрактные впечатления и слова, которые необходимы для отображения всего этого. Итак, в очередной раз мы встречаемся со стремле­нием к ясной философии. Ясность философии связывалась преж­де всего с языком, а не с тем, что творится в голове, что сугубо индивидуально и непроверяемо. В отличие от мыслей и чувств в истинности языковых описаний внешних для человека фактов может убедиться каждый. А это означает, что ясная философия должна сводиться к высказываниям о внешних для человека фак­тах. Сравните выражения: «У меня острая зубная боль» и «На улице идет дождь». Только второе выражение является общезна­чимым. Отметим также, что англичанин Джон Мур и австриец Людвиг Витгенштейн были теми, кто поставили в центр фило­софского анализа не искусственные языки математики и логи­ки, а естественный язык. Итак, аналитизм в философии возник не случайно, а в силу вполне определенных оснований.