ОСНОВАТЕЛИ ДВИЖЕНИЯ: ФРЕГЕ, РАССЕЛ, МУР

 

Укажем на основные идеи основателей аналитического дви­жения в философии.

Фреге и Рассел считали, что здравая философия является логикой, ибо она начинается с объяснения предложений, того, что может быть истинным или ложным, а это — задача логики.

•Логика занимается высказываниями, предложениями, со­стоящими из слов, т.е. она имеет языковой характер. Первые фи­лософские вопросы: что есть слово? что есть предложение?

• По Фреге, собственное имя обладает значением и смыслом. Два выражения могут иметь одно и то же значение, но разный смысл. Уже древние вавилонские астрономы знали, что «утрен­няя звезда» и «вечерняя звезда» — это планета Венера. Два рас­сматриваемых выражения имеют одинаковое значение (планета Венера), но разные смыслы, ибо они представляют различную ин­формацию. Часть логической путаницы заключается в отожде­ствлении значения имени и его смысла.

• Фреге ввел в логику понятие функции. Сравним выражения: «2+3» и «Сергей играет с Татьяной». В первом выражении 2 и 3 — это аргументы, а знак «+» есть функция. Если мы вместо 2 и 3 подставим переменные х, у, то мы получим эффективней­шее средство для описания множества математических выраже­ний с одной и той же функцией +. В традиционной грамматике используется не представление об аргументе и функции, а пред­ставление о субъекте и предикате (подлежащем и сказуемом). Но ведь предложение «Сергей играет с Татьяной» тоже можно представить как связь аргументов («Сергей», «Татьяной») с функцией («игра­ет с»). Раз так, то можно в логику, другими словами, в исчисле­ние высказываний, ввести переменные. Изобретение Фреге букваль­но преобразило логику и аналитическую философию в целом.

• Редукция, сведение к предельным элементам реальности поз­воляет избежать, считает Рассел, ложных представлений. Пред­метное содержание следует сводить к изначальным сущностям, неопределимым в терминах еще чего-либо (это, по Расселу, есть его вариант «бритвы Оккама»; британский философ Оккам вы­ступал против преумножения сущностей).

• Мур выступал в «защиту здравого смысла» в философии.

• Мур предлагал неясные, спорные суждения переформули­ровать в более ясные.

 

РАННИЙ ВИТГЕНШТЕЙН: «ЛОГИКО-ФИЛОСОФСКИЙ ТРАКТАТ»

Ранний этап развития аналитической философии получил свое завершение в небольшой книжке Витгенштейна «Логико-философский трактат». Основные положения этой первой хресто­матии аналитической философии следующие.

• Язык есть граница мышления (язык и мышление совпада­ют; лучше вообще говорить не о мышлении, а просто о языке, мышление «за» языком — это химера).

• Есть только один мир — мир фактов, событий (сосущест­вование фактов), которые описываются совокупностью естествен­ных наук.

• Предложение — картина мира, оно имеет с последним од­ну и ту же логическую форму (если бы мир был нелогичным, то его нельзя было бы представить в форме предложений).

• Смысл предложения выражает событие.

• Сложные предложения состоят из элементарных предложе­ний, которые соотносятся непосредственно с фактами.

• Высшее невыразимо. (Имеется в виду, что предложения эти­ки, эстетики, религии нельзя обосновать фактами. Сравним два предложения: «Сергей любит Лену» и «Сергей ненавидит Лену». В фактуальном мире мы обнаруживаем Сергея и Лену, но не их любовь и ненависть. «В мире,— пишет Витгенштейн,— все есть, как оно есть, а все происходит, как оно происходит; в нем нет ценности...». Высшее себя показывает, оно мистично, о нем нельзя говорить языком истины.)

• «То, что вообще может быть сказано, может быть сказано ясно». Обо всем остальном, например мистическом, лучше мол­чать.

• Философия не может состоять из научных предложений, ибо философские предложения нельзя проверить на истинность и ложность, они бессмысленны.

• Цель философии — не особые философские предложения, а логическое прояснение языка. Потому философия — это не осо­бое учение, а деятельность по прояснению языка.

Перед нами философия, которая вплоть до середины XX ве­ка считалась образцом ясности. Казалось, на горизонте никог­да не появятся облака — предвестники новых бурь.