ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ

 

Если местом становления аналитического направления в фи­лософии по праву можно считать Англию (Кембридж), где ра­ботали Мур, Рассел и Витгенштейн, то позднее центр движения переместился в Вену и Берлин (М. Шлик, Ф. Франк, О. Ней-ратп, Р. Карнап, К. Гедель, Г. Рейхенбах, К. Гемпель). Всех упо­мянутых философов объединял интерес к научному постижению мира, прежде всего на основе данных математики, логики и фи­зики. Много внимания уделялось «Логико-философскому трак­тату» Витгенштейна. Вторая мировая война вынудила абсолют­ное большинство философов эмигрировать в США, где они про­должали работать весьма продуктивно. Эмиграция способствова­ла тому, что аналитическая философия стала популярной в США, а в Англии она доминировала и до упомянутой эмиграции. Ана­литическая философия стала философией англоязычных стран. Потребовались годы для возвращения ее на европейский конти­нент.

Рассмотрим основные идеи логического позитивизма, т.е. положительного учения, ясного, научного. Его еще называют не­опозитивизмом (дело в том, что в XIX веке тоже был позити­визм, его представителями являлись О. Конт и Э. Мах).

Отрицание философии как учения о первых принципах. По мнению Карнапа, истинность философских предложений не­возможно обосновать. От философии следует отказаться в поль­зу науки, лишь она представляет собой обоснованное знание.

Аналитические и синтетические предложения. Это разли­чение имело важное значение в неопозитивистском понимании предложения, истинность которого определяется его собственным содержанием, чего нет в случае синтетического предложения. При­меры аналитических предложений: «В квадрате все углы пря­мые», «Тела протяженны». По определению в квадрате все уг­лы прямые, а тела представляют собой нечто протяженное. При­меры синтетических предложений: «На столе лежит книга», •Студенты смеются чаще, чем их преподаватели». По определе­нию стол не является чем-то таким, на чем непременно лежит книга. Истинность синтетических предложений устанавливает­ся эмпирическим путем.

Неопозитивисты считали, что все предложения науки явля­ются либо аналитическими, либо синтетическими. Аналитиче­ские предложения логически необходимы (если я утверждаю, что существуют тела, то я должен также утверждать, что эти тела обладают протяженностью), синтетические предложения — эм­пиричны, они отражают экспериментальные данные. В соот­ветствии с этим можно разделить все науки на эксперименталь­ные (физика, химия, психология, история, социология) и неэкспериментальные (логика и математика). А предложения фило­софии не аналитичны и не синтетичны, они бессмысленны. Это ясно уже из того, что философия толкует о реальных явлениях, но не имеет собственной экспериментальной базы.

Пройдут годы, прежде чем рассматриваемое воззрение будет подвергнуто аргументированной критике. Современный амери­канский философ Уильям Куайн обвинит неопозитивистов в том, что они слишком жестко отделили друг от друга аналитические и синтетические предложения. Следует учитывать их взаимосвязь. А это означает, что в эксперименте проявляется теория в целом, в том числе и правомерность аналитических, равно как и фило­софских предложений. Философские предложения не являются бессмысленными, они тоже научны.

Верификация (проверяемость). Согласно принципу верифика­ции, достоверность синтетических предложений выявляется в эксперименте. Проще говоря: не доверяй, а проверяй; проверяй каждое суждение. С этой целью сложный текст надо разложить на элементарные предложения (их также называли протоколь­ными предложениями, или предложениями наблюдения). Элемен­тарное предложение проверяется фактами. Допустим, мне надо удо­стовериться в истинности утверждения: «Все студенты группы "Эко номика" ростом выше 160 см». Это утверждение будет сведено к пред­ложениям: «Рост студента X группы "Экономика" выше 160 см». Вместо X надо будет подставлять имена из списочного состава груп­пы. Если в группе 22 человека, то мы получим 22 элементарных предложения, истинность которых легко установить в эксперимен­те, т.е. в нашем случае измеряя рост студентов.

Казалось, что найдена суть истины. Все просто, все ясно. Но вдруг гром среди ясного неба: самый главный призыв «Все проверяй фактами» нельзя проверить фактами. Что делать? Не отказывать­ся же от главного принципа, ибо ему не видно замены. Выход один — согласиться с тем, что в основе научного понимания ле­жат философские принципы («Все проверяй фактами» — типич­ный философский принцип, ибо он обладает универсальным со­держанием), которые невозможно проверить фактами непосред­ственно. Нельзя поставить эксперимент, который бы явился обоснованием философского принципа. Как уже не раз подчер­кивалось, философские принципы являются обобщениями все­го массива экспериментов.

История с принципом проверяемости показывает, что при всем желании от философии не избавиться. Стремление к ясности и простоте должно включать философские положения. Без философии так называемое простое и ясное объяснение сродни простовато­сти, научной поверхностности.

Физикализм. Физикализм — это убеждение, что в эмпири­ческих науках все предложения должны в конечном счете сво­диться к предложениям физики. В основе физикализма лежит все то же стремление к ясности. Что такое биологическое, жизнь, социальное, политическое? В конечном счете физическое, утверж­дали неопозитивисты.

На первый взгляд физикализм вполне состоятелен. Но после­довательно проводить этот принцип за пределами физики, напри­мер в биологии или политологии, еще никому не удавалось. Почему? Потому что физическое — это не само биологическое и со­циальное, а лишь его фундамент. Известно, например, что демо­кратия — это вполне реальное политическое состояние общест­ва. Но в свойствах элементарных частиц политическую демокра­тию не разглядеть. Либо потому, что само развитие материи вклю­чает необъяснимые переходы (например, от неживого к живому), либо в силу недостаточно высокого уровня современной науки. Пока у нас нет достаточных данных для выбора между двумя эти­ми «либо».

Добро — это чувство, его нельзя обосновать фактами, счи­тали неопозитивисты, особенно четко защищал эту позицию ан­гличанин А. Айер. Моральные предложения, считал он, не мо­гут быть истинными или ложными, они являются выражения­ми эмоций. Этика, как и все гуманитарные дисциплины, чуж­да идеалам науки.

Итак, неопозитивизм, или логический позитивизм, сущест­венно прояснил содержание научного знания, вызвал к жизни многие новые проблемы, в том числе и философского порядка. Что касается философского знания, то оно было существенно ре­абилитировано уже в работах постпозитивистов (после неопози­тивистов), являющихся, как и неопозитивисты, сторонниками научного построения знания.