ПОСТПОЗИТИВИЗМ

Часть философов сохранили свою приверженность неопози­тивизму по настоящее время. Тем не менее начиная с середины XX века все большее число философских экспертов стали отдавать предпочтение постпозитивизму. Виднейшие из постпозитивистов: англичане Поппер и Лакатос (приехал в Англию из Венгрии), американцы Фейерабенд и Кун.

Постпозитивисты согласны со своими предшественниками не­опозитивистами прежде всего в стремлении четко уяснить себе и другим содержание научного знания. При этом нео- и постпо­зитивисты критически относятся к феноменологическим и гер­меневтическим установкам. Вместе с тем постпозитивисты доста­точно резко отличаются от неопозитивистов.

Неопозитивисты считали, что человек способен на ясное, ис­тинное на века знание. Постпозитивисты же придают принци­пиальное значение тому факту, что человек существо ошибаю­щееся. Это означает, что ясное, вечное знание не может быть до­стигнуто: одна теория неминуемо сменяет другую. Надо обеспе­чить рост научного знания.

Неопозитивисты полагали, что достижение знания имеет оп­ределенный конечный пункт («все ясно, дальше идти некуда»). Постпозитивисты настаивают на развитии знания, причем посред­ством коренных преобразований, научных революций.

Неопозитивисты упорствовали в непризнании философии на­укой, постпозитивисты ставят проблему по-другому: между на­укой и философией нет жесткой границы, но философствовать надо научно.

А теперь более детально о постпозитивизме.

Теорию нельзя проверить на окончательную истинность, но ее можно опровергнуть, фальсифицировать, доказывал Карл Поп­пер. В этом состоит защищаемый им принцип фальсификации. По Попперу, мы не можем сказать, что теория верна, ибо, как сви­детельствует история, признававшиеся истинными теории рано или поздно проявляли свою недостаточность. Почти триста лет механику Ньютона считали истинной во всех отношениях, а по­том на смену ей пришли новые теории. Так обстоит дело с лю­бой теорией, она появляется, достигает стадии расцвета, а затем опровергается. Поппер считал, что в мире теорий идет «борьба за существование», схожая с известными представлениями Дареи-на о естественном отборе среди живых особей. Отсюда главные выводы Поппера:

1) в основании теории находятся гипотезы (т.е. предположения); научные гипотезы навсегда остаются гипо­тезами, ибо, как уже отмечалось, их истинность нельзя доказать;

2) из гипотез по законам дедукции выводят предложения, кото­рые можно сопоставить с фактами;

3) сопоставление с фактами дает два результата: либо предложения не противоречат фактам, в таком случае теория продолжает жить, она признается работо­способной и правдоподобной, либо предложения теории опровер­гаются, фальсифицируются фактами, в таком случае теория счи­тается ложной, она отвергается и интенсифицируется поиск но­вой теории. Итак, по Попперу, теория имеет гипотетико-дедук-тивную структуру. Гипотезы выступают попытками разрешить про­блемы, дедукция позволяет провести очную ставку содержания гипотез с экспериментальными фактами. Факты экзаменуют те­орию на прочность (годится — не годится).

Научно-исследовательская программа имеет свое «твердое ядро». Имре Лакатос обратил внимание на то, что обычно уче­ный имеет дело не с одной, а с целым семейством теорий, обра­зующих научно-исследовательскую программу. У теорий данной программы есть «твердое ядро» и «защитный пояс». Теории со­поставляют друг с другом. Рост научного знания совершается так: сначала разрушается защитный слой твердого ядра, а затем на­ступает черед и самого твердого ядра. Только тогда, когда будет разрушено твердое ядро программы, необходимым окажется пе­реход от старой научно-исследовательской программы к новой.

Твердым ядром научно-исследовательской программы Нью­тона являются три закона механики и закон тяготения. На этой базе было развито множество теорий, относящихся к астрономии, учению о свете, сопромату, технике. Все они имели свои особен­ности, противоречия, недостатки, часть из которых не удавалось устранить, а раз так, защитный слой начинал трещать. Понадо­бились годы и десятилетия, прежде чем разрушению подверглось твердое ядро. К тому же ньютоновская научная программа жи­ва и по настоящее время ее изучают, ею пользуются.

В каждой науке есть свои научно-исследовательские про­граммы: программа дарвинизма или генетики в биологии, марк­сизма и неоклассики в экономике, позитивизма в философии и т.д.

Научный образец (парадигму) создает и преобразует, осо­бенно на стадии научных революций, научное сообщество. Так считает Томас Кун. Парадигма — это совокупность убежде­ний, ценностей, технических средств, принятых научным сооб­ществом и обеспечивающих научную традицию. У Куна наука понимается столь широко, что впору утверждать о выходе за пре­делы всякого позитивизма. Позитивизм, по определению, борет­ся за чистоту науки. Кун же фактически имеет в виду всю со­вокупность ценностей и убеждений научного сообщества.

Добро — это принцип. В неопозитивизме добро считалось чув­ством, эмоцией, оно выводилось за пределы науки. Англичанин Ричард Хэар, философ наших дней, считает по-другому. Он об­наружил схожесть этики с признающимися образцовыми в на­учном смысле математикой и физикой. Этика начинается с пред­писаний («делай так, это добро», «не делаей этого, ибо оно есть зло»). Когда предписания даны, в силу вступают законы логи­ки: руководствуясь правилами логики, можно из одних предло­жений выводить другие. По последствиям действий судят о пра­вомерности исходных положений.

Критикуй, а то проиграешь. В этом абзаце мы отдадим должное критической силе постпозитивизма. Рост знания, счи­тал Поппер, достигается в процессе рациональной дискуссии, ко­торая неизменно выступает критикой (спокойной, обстоятельной, научнооправданной, уважительной) существующего знания. В этой связи Поппер критиковал врагов открытого, демократи­ческого общества, которых он увидел в сторонниках марксизма, прежде всего в самом Марксе. Поппер считал, что Маркс спра­ведливо критиковал капитализм, справедливо считал, что то или иное воззрение определяется историческими условиями, но напрасно абсолютизировал пролетарские науку и мораль. Он должен был их активнее критиковать, не устанавливать перспек­тивы на вечные времена, больше творить. Только в этом случае можно избежать тоталитаризма. Ни одно учение, считает Поп-пер, нельзя признать всесильным и верным, тем более на необоз­римое будущее.