ДЕРРИДА: МЕТОД ДЕКОНСТРЭКЦИИ

 

Как реализовать призыв постмодернистов? Этого можно до­стичь, считают постмодернисты, в определенном варианте линг­вистической философии. Снова в центр философствования ста­вится язык, но не столько речь, сколько письмо, письменный текст. Имеется в виду, что в речи человек уже определил свою пози­цию, от него теперь труднее дождаться желаемого плюрализма. Письмо же открыто для самых различных его интерпретаций. С этой целью Деррида как раз и настаивает на деконструкции.

Речь идет о том, чтобы разобрать, разложить на части струк­туры — философские, политические, культурные. Для каждо­го слова надо искать его заменители (с этим мы отчасти уже зна­комы по семейному сходству слов). Нужно показать, что имен­но ты усмотрел в данном слове или высказывании, при этом ши­роко используются метафоры, символы, описания слов в словар­ных статьях.

Суть философствования Деррида состоит в высказывании той же самой вещи, но и другой, в переписывании ее. Перепи­сывать следует «в слове, которое оказалось бы и более красивым. Когда я говорю об этом написании другого, которое окажется бо­лее красивым, я, очевидно, понимаю перевод как риск и шанс поэмы». Другими словами, рискуй в поисках красоты. К этой точ­ке зрения близок другой французский философ, Ролан Барт, ко­торый понимал текст как «никакой власти, немного знания, то­лика мудрости и как можно больше ароматной сочности». Ко­роче, текст должен доставлять удовлетворение, наслаждение.