ЛИОТАР: ЭТИКА И ЭСТЕТИКА ВОЗВЫШЕННОГО

 

Новейшие постмодернисты сближают этику с эстетикой. Их философия ориентирована эстетически. Лиотар, один из лиде­ров постмодернизма, развивает в этой связи своеобразно понятую эстетику возвышенного. Возвышенное понимается как един­ство удовольствия и боли, сотворение непредставимого. Эстети­ка возвышенного состоит, по Лиотару, в том, чтобы «зримыми представлениями намекнуть на непредставимое». Увидеть мож­но красивое и прекрасное, но не возвышенное. Квадрат Малеви­ча не является иллюстрацией к геометрии, он намекает на то не­уловимое, которое как раз и вызывает чувство возвышенного.

Постмодернизм давно завоевал себе право на существова­ние, особенно в мире искусства. Постепенно он проникает и в мир науки и техники, прежде всего туда, где имеют дело с многозна-чимостью (в этой связи мы предлагаем компьютерфэнам пораз­мыслить над тем, что представляет собой гипертекст, гиперсре­да, гиперпространство и так называемая виртуальная реаль­ность: все больше нелинейных связей, все больше мнимого).