ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО И ИСТОРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛИЗМА

 

Своеобразие российской философии на нынешнем этапе ее раз­вития во многом определяется двумя обстоятельствами. Во-пер­вых, сохранением идущей от Маркса, Энгельса и Ленина диа-лектико-материалистской традиции. Во-вторых, содержанием русской философии, восходящей к философии B.C. Соловьева, ПЛ. Флоренского, С.Н. Булгакова, Н.А. Бердяева, А.Ф. Лосева, Н.О. Лосского. Так как философия марксизма рассматривалась выше (см. стр. 64-66), ограничимся перечислением и кратким

комментарием основных положений диалектического и истори­ческого материализма.

Основной вопрос философии — это вопрос о соотношении ма­терии и сознания. Материалисты считают первичной мате­рию. Идеалисты считают первичными идеи, сознание. Матери­алисты правы: лет эдак 10 миллионов тому назад планета Зем­ля была, а людей с их сознанием не было. Трудно найти среди современных философов кого-либо, кто бы отрицал этот факт. К со­жалению, противопоставление материалистов и идеалистов ма­ло что дает для решения действительно актуальных проблем. Важ­но понять природу сознания, его активность (благодаря которой, кстати, человек и узнал, что Земля существовала до человека). Но в указанном отношении простой рецепт — «материя первич-на»-не «работает».

Мир познаваем. Имеется в виду, что нет таких тайн, кото­рые рано или поздно не будут раскрыты и изучены человеком. Многие философы вслед за постпозитивистом Карлом Поппером предпочитают рассуждать просто о «росте знания» (зачем, мол, ссылаться на некие тайны).

Сознание есть продукт высокоорганизованной материи. Опять же возникает вопрос о природе самого сознания.

Познание — это отражение действительности в процессе восхождения от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике. Практика — критерий истины. Многие из современных философов считают, что познание есть не отра­жение действительности, а конструирование ее моделей, образ­цов, в которых присутствует активность сознания (вспомните фе­номенологов, их внимание к процессу воображения).

Материя и сознание развиваются диалектически, от одно­го противоречия к другому; противоречия — это единство и борьба противоположностей. Тезис о противоречивости мира У многих вызывает возражение. Каждому известно, что логика, наука о мышлении, запрещает противоречия. Познание про­блемно, но непротиворечиво. Закон единства и борьбы противо­положностей, известный, между прочим, с античности, не поль­зуется уважением в современной науке. Дело в том, что содер­жание законов физики, биологии, социологии, других наук нельзя втиснуть в узкие рамки представлений о единстве и борь­бе противоположностей. Представьте себе на основе закона про­тивоположностей товарно-денежные отношения. Вам придется Утверждать, что все едины (не могут обойтись друг без друга), но вместе с тем находятся в состоянии борьбы (каждый пресле­дует свой интерес). Вроде бы мы даем правильную интерпрета­цию происходящему, но вряд ли ею удовлетворится экономист. Он объяснит, что для понимания товарно-денежных отношений надо использовать понятия спроса, предложения, денег и т.д.

Экономический базис, совокупность производительных сил и производственных отношений, определяет характер полити­ческих, социальных и духовных отношений в обществе (это ос­новное положение исторического материализма). Многие фило­софы считают, что далеко не всегда именно экономика играет в об­ществе решающую роль. В зависимости от обстоятельств на пер­вый план могут выходить самые разнообразные, не обязательно экономические общественные отношения.

Развитие экономических отношений и деятельность проле­тариата обеспечат победу социализму, который сменится коммунизмом. Эта гипотеза пока не нашла своего подтвержде­ния.

Религия — опиум для народа Мало кто согласится ныне с та­кой явно упрощенной трактовкой религии.

Влияние диалектического и исторического материализма в нашей стране ослабевает. Эта философия перестала быть офи­циальной доктриной нашего государства. Трудно отделаться от мысли, что диалектический и исторический материализм попал в зону затяжного кризиса.

В чем скрыты истоки неудач диалектического и историческо­го материализма? Прежде всего в недостаточной философской про­работке достижений наук, искусств и практик XX века.