ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ

 

В нашей книге не ставится задача рассмотреть в деталях ту или иную национальную философию. Это соответствует тому, что в учебниках математики рассматривается не немецкая или фран­цузская математика, а математика как явление мировой культу­ры. Подобно математике, физике, кибернетике философия есть явление мировой культуры. Разумеется, это не отменяет тот факт, что всякая философия несет на себе печать национально-культурного своеобразия. Столь же неоспоримо, что для близкой нашему сердцу российской духовности если не во всех, то во мно­гих отношениях смыслообразующую роль играет философия отечественных авторов: Чаадаева, Хомякова, Герцена, Чернышевско­го, Соловьева, Бердяева, Флоренского, Лосского, Лосева и многих других. Для философских воззрений этих авторов характерен боль­шой разброс. Тем не менее ниже мы попытаемся представить тра­диционную российскую философию как нечто целостное. Затем проведем конкретизацию основных черт философии, ориентиру­ющейся на российские традиции, на примере философии B.C. Со­ловьева, Н.А. Бердяева, А.Ф. Лосева. Соловьев чуть ли не едино­душно признается самым выдающимся русским философом XIX века, но ныне его идеи энергично возрождаются. Бердяев, по­жалуй, наиболее известный из всех российских философов XX ве­ка, проживавших вне России. Лосев — крупнейшая философская фигура XX века внутрироссийского масштаба. Итак, о характер­ных чертах традиционной российской философии.

Для абсолютного большинства русских философов характе­рен идеал цельности, рассмотрение в единстве всех духовных сил человека — чувственных, рациональных, эстетических, нравственных, религиозных. Идеал цельности противопоставля­ется фрагментарности, расчлененности культуры индустриаль­ного общества.

Но мир — это не просто целостность, а положительное един­ство (В. Соловьев). Чаще всего положительное единство понима­ется как приоритет религиозного опыта жизни. Философия сли­вается с религией, прежде всего с православием.

Положительное единство понимается также как нравствен­ность, оправдание абсолютного добра.

Нравственность, понимаемая на уровне субъекта, приводит к этическому персонализму.

Нравственность в общественном контексте приводит к прин­ципу соборности. Соборность означает единство людей на осно­ве их любви к Богу и следование строгой нравственности.

Принцип соборности кладется в основу интерпретации поли­тических и правовых воззрений.

Принцип цельности в российской философии применитель­но к проблемам теории познания конкретизируется в сочетании чувственного, рационального и возвышенно-мистического.

Часто основа познания понимается как интуиция, как пости­жение внешнего в его слиянии с внутренним, психическим.

В вопросе об истинности отечественные философы часто стре­мятся соединить теоретический и нравственно-религиозный °Пыт. Истина сближается с праведностью, высокой духовностью.

Космизм: идея мирового всеединства субъекта, человечества и физического космоса. По сути дела, концепция русского кос­мизма является дальнейшей конкретизацией идеи всеединства, которая занимала умы и сердца Соловьева и Флоренского, Федо рова и Циолковского, Вернадского и Чижевского. Русские косми-сты видят едва ли не основную задачу человека в «распростра­нении совершенства» (Циолковский) по Вселенной. Эта идея по­ражает своей масштабностью, но для ее научного анализа все еще недостает данных.

Ныне часто говорят и пишут о необходимости возрождения отечественной философской традиции. Безусловно, такого рода идеи заслуживают всяческой поддержки. Но возрождать отече­ственную философию на новом этапе российской действительно­сти целесообразно не иначе как с использованием достижений современной мировой философии в целом.

 

 

В.С. СОЛОВЬЕВ: «АБСОЛЮТНОЕ ОСНЩЕСТВЛЯЕТ БЛАГО ЧЕРЕЗ ИСТИНН В КРАСОТЕ»

В философии Владимира Сергеевича Соловьева основные чер­ты русской философии представлены особенно рельефно. Соло­вьев недоволен позитивизмом, отвлеченными началами рациона­листов, односторонностью эмпириков. Его влекут философские начала цельного знания, он оправдывает добро, развивает иде­алы Богочеловечества.

Но что же является абсолютно сущим, абсолютно единым? Для Соловьева очевидно, что на эту роль может претендовать толь­ко Бог. Сама полнота бытия требует, чтобы сущее было лично­стью — всеблагой, любящей, милостивой, волевой. Но это и есть Бог, который олицетворяет собой положительное всеединство. Фи­лософию Соловьева так и называют: философия положительно­го всеединства.

Всякое многообразие скреплено божественным единством, мудростью Бога, Софией. София — это душа мира. Смысл бытия человека — достраивание Софии до органической целостности с аб­солютом, с Богом. Такое восстановление может иметь место в процессе эволюции человечества. В этом случае человечество становится Богочеловечеством.

В Боге и причастных к нему вещах заключены в единстве бла­го (как реализующаяся воля), истина (как реализующееся раз­мышление) и красота (как реализующееся чувство). Отсюда сле­дует формула Соловьева: «Абсолютное осуществляет благо через истину в красоте». Три абсолютные ценности — благо, истина и красота — всегда образуют единство, смысл которого — лю­бовь. Любовь — это та сила, которая подрывает корни всякого эгоизма, всякой отдельности. Благотворна уже физиологическая любовь, соединяющая разнополые существа. Но истинная любовь — это воссоединение в Боге. Это истинная духовность. Хотя любовь по преимуществу есть платоническое чувство, Соловьев угады­вал в ней женское очарование. Блестящий поэт, он описывает од­но из своих мистических видений следующим образом:

Все видел я, и все одно лишь было,— Один лишь образ женской красоты...

Видимо, неслучайно философию Соловьева часто называют фи­лософией вечной женственности.

Для Соловьева гарантами спасения человечества являются лю­бовь и нравственность. Истину добывает высоконравственный че­ловек. Безнравственная наука служит силам разрушения, вой­ны в том числе. То же относится и к искусству, если оно не на­полнено нравственным смыслом.

Жизнь всякого человека есть творчество, свободное движе­ние к добру. Жизнь — это подвиг одухотворения. Пигмалион со­творил статую, и она ожила; так истинный человек, подобно та­лантливому скульптору, одухотворяет свои деяния. Соответствен­но жертва Христа открыла путь к спасению человечества.

Все личные и общественные коллизии разрешаются при стремлении к совершенному добру. Нравственность имеет пер­венство над правом, политикой, экономикой. Разрушительные силы не всесильны, на пути к Богочеловечеству можно справить­ся с любыми задачами, в том числе и с войнами, и с разделени­ем церквей, и с разделением людей по нациям.