ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

 

Для индуса характерен интерес как к человеку, так и к це­лостности мира. То и другое выливается в единство, которое луч­ше всего выражается формулой: «Атман есть Брахман».

Атман — это всепроникающее духовное начало, Я, душа. Брах­ман — безличный духовный абсолют, из которого происходит все остальное. Решающая мысль состоит в том, что Атман и Брах­ман совпадают. Атман — это самосознание Брахмана, они сов­падают, всякой двойственности приходит конец. Многие инду­сы считают, что на Западе слишком резко противопоставляют Бо­га человеку и природе, в то время как весь мир одушевлен од­ним и тем же духом, одним и тем же Богом.

Совпадение Я-Атмана с безличным Брахманом открывает человеку путь к высшему блаженству. Для этого человеку сле­дует преодолеть иллюзию эмпирического мира, земного, освобо­диться от него. Достижение человеком вечного Я есть мокша.

Представление об абсолютном бытии создается путем сведе­ния всех вещей к единому целому. Эту задачу нельзя разрешить рациональным образом, ибо интеллект всегда пребывает в мире множества. Есть более могущественная сила в постижении аб­солютного бытия, чем абстрактное мышление,— это интуиция, выступающая как погружение во всеобщее сознание и сопряже­ние со всем существующим. В результате человек совпадает с Богом, с абсолютным бытием.

Индийская мысль довольно мистична. С мистикой органич­но связана сосредоточенность индусов, которая также признает­ся одним из необходимых достоинств человека. Индусы счита­ют, что именно искусство мистики, духовных переживаний

и медитаций (сосредоточенных размышлений) не раз позволяло им противостоять превратностям истории.

Медитация ведет к состоянию нирваны, к избавлению от земных желаний и привязанностей, боли, страданий и удоволь­ствия. В этой связи очень показателен разработанный йогами спе­циальный комплекс приемов и упражнений для достижения состояния нирваны.

Индийскую философию часто обвиняли в пессимизме, догма­тизме, излишнем традиционализме, переходящем в консерватизм, чуждости идее прогресса, абсолютизации психического, равно­душии к этике. Эти обвинения не многого стоят в свете того, что на протяжении двух с половиной тысячелетий индийская фило­софия достойно выполняет свое назначение — направляет дея­тельность своих почитателей.

Индусы всегда относились к своим философам с почтением. Отнюдь не случайно одним из первых президентов независимой Индии стал философ С. Радхакришнан.