МНОГОЕ НЕ СУЩЕСТВУЕТ. СЮРПРИЗЫ ЭЛЕАТОВ

В то время как все вроде бы самые мудрые философы счита­ли, что со многим дело ясное, оно существует, и все свое внима­ние обращали на единое, нашлись философы, среди них мудрей­шие — Парменид и Зенон (оба из города Элей), которые очевид­ное сделали неочевидным и, как говорится, перевернули все «с ног на голову». Они не только утверждали, но и доказывали-, что многое вообще не существует. Мнение о реальности много­го. говорили они сволм оппонентам, является облаком чувств. Нельзя слепо доверять чувствам: прямая палка на границе во­да/воздух кажется изломанной, но она на является таковой. Мнения надо обосновывать, учили элеаты.

Неужели действительно можно доказать, что многое не суще­ствует? Элеаты рассуждали таким образом.

1. Вопреки чувствам и впечатлениям нельзя помыслить мно­жественность. Если вещи могут быть бесконечно малыми, то их сумма (а это сумма нулей) никак не даст конечную вещь. Если же вещи конечны, то между двумя вещами всегда есть третья вещь; снова мы переходим к противоречию, ибо конечная вещь состо­ит из бесконечного числа конечных вещей, что невозможно. Выходит, что, возможно, непротиворечивым утверждением бу­дет такое: в мире нет множественности, нет отдельных вещей, он один и един, целокупен. Мы пришли к неожиданному выска­зыванию. Греки называли такое высказывание парадоксом, бук­вально: пара (отклонение) от доксы (мнения).

2. Если нет отдельных вещей, то нет и движения, ибо дви­жение выступает как изменение положения вещей. Опять же, го­ворят элеаты, в данном случае Зенон, давайте логично непроти­воречиво рассуждать. Разве действительно стрела может лететь? Может быть, чувства обманывают нас в очередной раз?

Стрела

Чтобы пролететь определенное расстояние, стреле надо сна­чала пройти его половину, а чтобы ее пролететь, надо пролететь четверть расстояния, и далее — одну восьмую пути, и так до бес­конечности. Получается, что невозможно из данной точки попасть в соседнюю, ибо ее, по логике рассуждений, нет. Получаем сно­ва парадокс: стрела не летит.

Рассуждения элеатов произвели на греческих философов не­изгладимое впечатление. Они сознавали, что попали в безвыход­ное положение. Рассуждения элеатов они расценивали как апо­рии (а, т.е. нет, и пора — щели). Если верить чувствам и прак­тическим данным, то выходит, что стрела летит. Если же верить уму, то она вроде бы покоится на месте, весь мир покоится. Для ищу­щих впечатлительных греков такое положение дел было невы­носимым. И выход из ситуации нашелся.

 

ЕДИНОЕ - это АТОМЫ И ПУСТОТА

 

Лучшие греческие философы заметили, что элеаты в своих рассуждениях делят рассматриваемую реальность до бесконеч­ности. Например, рассуждая о множественности, элеаты счита­ют, что между двумя вещами есть третья, меньшая и так далее, вплоть до бесконечно малых вещей. В рассуждениях стрела не сдвигается с места, ибо перед ней поставили бесконечный ряд умень­шающихся по направлению к нулю отрезков. Левкипп и Демо­крит нашли радикальный выход: они стали утверждать, что су­ществуют неделимые фрагменты (атомы) вещества, пространст­ва и времени. Атомы вещества с эпохи древних греков и до на­ших дней называют просто атомами, атомы пространства назы­ваются амёрами, а атомы времени хрононами. Кроме атомов ве­щества есть еще и пустота. Итак, любая вещь состоит из атомов и пустоты. В этом, мол, и состоит тайна соотношения единого и мно­гого, вещей много, но все они построены из атомов и пустоты.

Каждая вещь состоит из определенного, не бесконечного числа атомов и промежутков пустоты. Неправомерно считать, что между атомами и пустотой находится еще нечто. Всякая вещь имеет конечные размеры. Стрела действительно движется, ибо движение есть, по определению, прохождение определенного числа атомов пространства (амер) за определенное число атомов времени — хрононов.

Представления, развитые атомистами, позволили объяс­нить множество явлений природы, не случайно они вошли в зо­лотой фонд физики, а также биологии (после открытия гена). На фи­лософском же фронте уже во времена атомистов разразился не­шуточный кризис. «Подвела» теорема Пифагора.

В прямоугольном треугольнике с единичными катетами дли­на гипотенузы равна 2 и выражается нерациональным числом. По определению длина каждой из сторон треугольника должна определяться числом атомов. Но в нашем примере на гипотенузе лежит 1,414 атома. Это противоре­чит концепции атомизма, а проти­воречия в философии недопустимы. Кризис!

Конечно, можно отказаться от этомизма, но тогда что делать с па­Радоксами и апориями элеатов?! Сю­да добавляется еще одна трудность: неясно, кок подступиться с атомистическими воззрениями к духовному миру человека. Из каких атомов состоят мысли? Неясно