ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. НАТУРФИЛОСОФИЯ

Мы рассмотрели четыре способа атаки на проблему многого и единого. Каковы результаты? Впечатляющие, но не во всем ис­черпывающие.

 

Проблема Предлагаемое решение Что удалось объяс­нить? Что не удалось объяснить?
Что Материальная субстанция Часть природных явлений Социальные и ду­ховные явления
есть Число Часть количествен­ных соотношений Качество
единое? Монолит Удалось избежать логических проти­воречий Разделенность вещей, движение
  Атомы + пус­тота Часть физико-хи­мических явлений Социальные и ду­ховные явления

 

Содержимое таблицы показывает, что первые философы на­много успешнее объясняли явления природы, чем духовный мир человека. По этой причине их называют натурфилософами, т.е. философами природы.

 

1.2. ВЫСОКИЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗМ СОКРАТА, ПЛАТОНА и АРИСТОТЕЛЯ

ФИЛОСОФИЯ СОКРАТА

Духовная революция Сократа. Сократ совершил в филосо­фии коренной переворот. Натурфилософы бились над разреше­нием проблемы: что такое природа й последняя реальность ве­щей? Поняв, что натурфилософия во многом безразлична чело­веку, Сократ переиначивает основное философское вопрошание: в чем природа и главное содержание человека? Не физику, а этику ставит Сократ на первое место. Именно философия че­ловека должна стать ключом к философии природы, а не наобо­рот. В этой связи Сократ придает первостепенное значение то­му, что человек есть существо познающее, разумное.

Сущность человека — душа. Этика Сократа. Человека от­личает от других существ душа, считает Сократ. Душа — это способность человека осознавать, проявлять мыслительную ак­тивность, быть совестливым и моральным, добродетельным. По­тенциал души реализуется в познании, недостаток последнего есть невежество. Тело человека не довлеет над его душой, наоборот, оно является инструментом души. Сократ занимается телесны­ми упражнениями, но еще больше душевными. Без последних нельзя воспитать в себе добродетели, среди которых главные — мудрость, справедливость, умеренность. Развивая свои доброде­тели, человек достигает гармонии души, даже физическое наси­лие не может ее разрушить. А это означает, что человек стано­вится свободным. В этом и состоит его счастье.

Этика Сократа, описанная в предыдущем абзаце, имела в ста­новлении современного человека, как свидетельствует история, непреходящее значение. Но и она не лишена парадоксов. Заду­маемся над следующими сложными для этики Сократа вопро­сами.

1. Почему много знающий человек, как известно хотя бы из истории преступлений, все-таки совершает зло? По Сократу, толь­ко кажется, что злодей много знает. Это суждение звучит не очень убедительно. Современный философ склонен считать, что преступ­ник не обладает доброй волей. Этика Сократа не содержит пред­ставления о доброй воле.

2. Почему столь живуч эгоизм? И на этот вопрос невозмож­но найти ответ в этике Сократа. Современные философы пола­гают, что эгоизм коренится не в природе человека, а определя­ется приобретенными им в процессе жизни ценностями. Но уче­ния о ценности будет развито лишь через 2,5 тысячи лет после Сократа.

Диалектика Сократа. Мы используем слово «диалектика* для обозначения искусства достижения философских истин, в этом отношении Сократ также был большим новатором. Для Сократа диалектика являлась искусством постановки вопросов и нахождения ответов на них. При этом достаточно от­четливо выделяются три этапа.

Первый этап — дисквалификация себя и собеседника. Обыч­но человеку кажется, что он знает ответ едва ли не на любой слож­ный вопрос. Стоит, однако, начать серьезные исследования, как иллюзия начинает рассеиваться. Именно это имел в виду Со­крат, когда он даже про себя говорил: «Я знаю, что ничего не знаю».

Второй этап — ирония. Человек «цепляется» за свои иллю­зии, поэтому, чтобы добиться освобождения от них, уместно сильнодействующее средство. Таковым Сократ считал иронию.

Третий этап — рождение мысли, душа порождает истину. Диалектика Сократа сохраняет свое значение до настоящих дней.

Смерть Сократа. Как известно, афиняне послали Сократа на смерть, он выполнил их судебный приговор и выпил яд. Во все это не хочется верить. Увы, свершившееся есть факт. При всей трагичности этого факта уроки его весьма поучительны.

Сократа обвинили в том, что он не чтит общепризнанных в Афинах богов, вводит новые божества, развращает юношест­во пропагандой своего учения. Подлинной причиной казни Со­крата явилась зависть к его мудрости, тем более что он не ос­танавливался в обличении неразумия ни перед кем — ни перед поэтами, ни перед политиками. Последние были особенно злы на Сократа (тридцать тиранов запрещали ему обучать словес­ному искусству).

Друзья Сократа подготовили ему побег из тюрьмы, но он от­казался. Почему? Он подчинился закону, не хотел насилия над законом. Он подчинился судьбе, ибо его разум не оставлял ему другого пути. Сократ рассуждал так: разум — высшая моя до­бродетель, если она бессильна, то приходится погибать безвин­ным. Особо следует упомянуть об отношении юных к Сократу, они относились к нему вполне благосклонно, но на суде им не предоставили слово.

К чести афинян нужно сказать, что впоследствии они нака­зали обидчиков Сократа и всячески возвеличили его личность. Однако обвинение философов в создании новых богов будет по­вторяться многократно и всегда заканчиваться одним и тем же: позором обвинителей и славой в веках казненных. Философия даже в просвещенном обществе — удел смелых, она не прием­лет лицемерия, ханжества, чинопочитания, отстраненности от зла.

Философия, по Сократу, это «экзамен души», экзамен на му­дрость, честность, правду, свободу.