ФИЛОСОФИЯ ПЛАТОНА

 

Концепция идей. Платон — выдающийся мыслитель антич­ности, ученик Сократа, он развивает его представления. Стра­тегия та же: на первом плане этика, а не натурфилософия. Серд­цевину же философии Платона составляет концепция идей.

Вещи не рассматриваются Платоном только в их кажущем­ся столь привычным эмпирически-чувственном существовании. Для каждой вещи фиксируется ее смысл, идея, которая, как вы­ясняется, для любой вещи данного класса вещей одна и та же и обо­значается одним именем. Есть множество лошадей, карликовых и нормальных, пегих и вороных, но у всех у них есть один и тот же смысл — лошадность. Соответственно можно вести речь о бла­гом вообще, прекрасном вообще, зеленом вообще, доме вообще.

Идея — это то самое единое, которое составляет суть много­образия. Итак, проблему единого и многого Платон разрешает следующим образом: единое это идея, а ее проявления это мно­гое. Идея соотносится как с материальными, так и с душевны­ми явлениями. Универсальность идей показывает, что они пред­ставляют собой мощнейшее философское средство!

Но что же такое идея? Сложный вопрос. Если бы речь шла просто об отдельной материальной вещи, то можно было бы указать на нее пальцем: «Вот, смотри, объяснять нечего, сам все видишь». В случае с идеей пальцем показать не на что. Придет­ся поразмыслить. Рассмотрим пример самого Платона.

Известно много прекрасных вещей. Но каждая вещь прекрас­на по-своему, поэтому нельзя прекрасное связывать с одной вещью, ибо в таком случае другая вещь уже не была бы прекрасной. Но все прекрасные вещи имеют нечто общее — прекрасное как таковое, это их общая Идея, или Эйдос, или Сущность. Все три термина — идея, эйдос, сущность — обозначают одно и то же, единое.

Прекрасное как идея присуще вещам в разной степени, по­этому есть более и менее прекрасные вещи. Прекрасное не есть что-то физическое, его нельзя взвесить, потрогать руками, под­вергнуть рентгену, оно есть нечто зафизическое, по-гречески метафизическое. Его нельзя увидеть глазами, но только умом, оно умозрительно. Каким образом можно «увидеть» умом идею? Платон разъясняет.

Если вы хотите уразуметь прекрасное, то обратите свое вни­мание на те вещи и явления, которые признаются прекрасны­ми. Установите, что менее и что более прекрасно. По определению ближе всего к идее прекрасного стоит самая прекрасная вещь. Сознавая это, вы переходите от красивой вещи к прекрасной и под конец совершаете предельный переход, скачок, достигая самой идеи прекрасного. Приведенная ниже схема поясняет ситуа­цию. Вещи, о которых шла речь, могут иметь как физическую, так и нефизическую природу.

 

Идея прекрасного как раз и сообщает всем вещам прекрас­ное. Иначе говоря, она есть образец, модель, или, как часто вы­ражались греки, парадигма. Если мы хотим уразуметь прекрас­ное в вещах, нам следует на только что приведенной схеме, на­чиная от идеи прекрасного, пройти путь в обратном направле­нии (против стрелочек).

Где расположены идеи? По поводу месторасположения идей возможны три главных ответа.

Идеи находятся в физических вещах. Идеи — это творение ума человека, следовательно, они на­ходятся в уме человека.

Идеи находятся не в материальных вещах и не в уме че­ловека, а в некоем третьем мире, который Платон называл Ги перуранцей (дословно: по ту сторону неба).

Платон придерживался третьей точки зрения, она пред­ставляется нам парадоксальной. Современные исследователи из­бегают неясных выводов. Они, говоря об идеях, подчеркивают два обстоятельства. Во-первых, что вроде бы признается всеми, реальные вещи обладают сходными характеристиками. Во-вто­рых, специальные научные методы позволяют вскрыть такие об­щие черты явлений, которые не «бросаются» в глаза, но суще­ствуют. В этой связи вместо слова «идея» используются терми­ны «понятие», «идеализация». Именно учение о понятиях и иде­ал изациях является современным пониманием природы идей.

Какая идея наиважнейшая? Платон не считал все идеи рав-значными. Вслед за Сократом он превыше всего ставил идею блага Для него благо было причиной всего прекрасного как в ми-

так и в жизни людей. Так, мир познаваем благодаря благу. Благо, по Платону, это — мировой принцип. Современные фи­лософы придают благу более земное содержание, они обычно счи­тают его ценностью, сознательно избранным человеком образом действия по достижению добра, успешного совместного житель­ства людей.

Три главных случая использования Платоном концепции идей. Платон отлично сознавал, что созданная им концепция идей является мошным инструментарием в деле понимания, интерпре­тации самых различных явлений.

Обладая таким инструментарием, можно найти ответы на са­мые сложные вопросы, например такие: Как устроен космос? Что такое человек? Каким должно быть общество? Рассмотрим в этой связи учение {логос) о космосе (космологию), о человеке (антро­пологию), об обществе (социологию).

Космология Платона. Бог-мастеровой (демиург) соединил идеи с материей, получился Космос, существо одаренное совершен­ством идей, в частности математических. В качестве образца для сотворения демиург взял мир идей.

В рассуждениях Платона заметна непоследовательность: идеи превыше всего, вместе с тем ими распоряжается бог-деми­ург. Материя в своем исходном состоянии мыслится независи­мо от идей, лишь в результате усилий демиурга она как бы ожив­ляется идеями.

Как бы то ни было, почти 2000 лет многие поколения людей в понимании космоса руководствовались, и довольно успешно, космологией Платона.

Антропология Платона. Концепция любви. У каждого че­ловека есть тело и душа. Душа — главная часть человека, бла­годаря ей он познает идеи, в этом состоит добродетель. Душа ре­ализует себя в добродетелях умеренности, мужества и, наконец, мудрости. Тот, кто понимает это, будет лепить себя по образцу идеи блага. Проще всего быть умеренным, сложнее — мужест­венным, еще труднее стать мудрым. К благу ведет не только по­знание, но и любовь.

Суть любви в движении к благу, прекрасному, счастью, В этом движении есть свои ступени: любовь к телу, любовь к душе, любовь к благу и прекрасному. Согласно обыденным представлениям, платоническая любовь — это любовь, лишенная чув ственных влечений. В действительности же Платон воспевал лю­бовь как побудительную силу духовного совершенствования, он выступал против сведения любви к сексуальной простоте. Лю­бовь, по Платону, это мост соединяющий телесное, чувственное с духовно-возвышенным. Читатель, разве тебе не хочется прой­ти по этому мосту?

Учение Платона об обществе. Главная идея общественного благоустройства — это идея справедливости. Те, в которых пре­обладает вожделеющая душа, т.е. достигшие стадии умеренно­сти, но не мужества и тем более мудрости, должны быть крес­тьянами, ремесленниками, продавцами (купцами). Тем, в кото­рых преобладает волевая, мужественная душа, суждено стать стра­жами. И только достигшим в своем духовном развитии мудро­сти по праву можно быть политическими, государственными деятелями. В совершенном государстве между тремя описанны­ми выше классами общества должна быть установлена гармония. Каждый должен делать то, на что он вправе претендовать по со­стоянию своей души. Платон желал построить идеальное госу­дарство. Он предлагал свои рецепты политикам, те их отвергли как несоответствующие сложным жизненным реалиям. С высот сегодняшнего дня идеи Платона действительно кажутся не­сколько утопичными, скользящими по поверхности моря жиз­ненных страстей. Но, удивительное дело, политики всех разви­тых стран часто ставят на первое место именно идею справедли­вости. А это идея Платона!

Устарел ли Платон? На первый взгляд может показаться, что философия Платона, жившего 24 столетия тому назад, ус­тарела. Если читатель слышал от кого-либо это утверждение, пусть он попросит собеседника изложить свои собственные воззрения и сравнит их с концепциями Платона. Берем на себя смелость прогнозировать: либо окажется, что Платон просто-напросто вы­играл соревнование, либо «победа» над Платоном досталась ва­шему собеседнику лишь постольку, поскольку он прекрасно знает философию Платона и сумел развить его воззрения. По большому счету ныне, как и 24 столетия назад, философия Платона стимулирует развитие человека, общества. В этом, по­жалуй, состоит главная тайна многовековой значимости фило­софии Платона. В центре этой философии находится учение об идеях.