Mutus Liber

Алхимики описывали Великое Делание во множестве трактатов, но наиболее оригинальным из них является Mutus Liber – Немая книга или Книга без слов. В ней практически отсутствуют слова, а все процессы показаны в рисунках и символических картинах. По сути - это уникальный образец алхимического символизма.
Впервые книга анонимно (предположительно ее автор алхимик Якоб Сулат) была издана во Франции в 1677 году. В 1702 году она была переиздана вновь. В новом издании она представлена в виде 15 гравюр на отдельных листах.
Множество людей пыталось и пытается понять и повторить то чему учит «Книга без слов», но ее символические рисунки ставят в тупик не только ученых, но и алхимиков. Не смотря на то, что книгу, изучают уже более трехсот лет никто так и не смог дать полное толкование всех 15 гравюр. Вот эта загадка и будоражит умы пытливых исследователей, делая таинственную книгу столь привлекательной.
Тот, кто захочет разгадать все загадки и получить Камень должен хорошо поработать. Не претендуя на конечную истину, хочу поделиться своим опытом – открыть некоторые секреты Mutus Liber и показать, как воспроизвести процессы изображенные на ее гравюрах, а так же рассказать о важных нюансах спагирической работы.

Сон Иакова или размышления о природе Философского Камня
Первая работа
Природа тела, души и духа
Сбор росы
Очистка соли и подготовка серы
Солнечная тинктура
Соединение соли с Луной
Вторая работа
Получение Меркурия
Соединение
Третья работа
Секрет
Награда

Сон Иакова или размышления о природе Философского Камня

Первая гравюра – титульный лист «книги без слов». Как и на любом титульном листе есть название и указан автор. Надпись на латыни:

«Mutus liber, in quo tamen tota Philosophia hermetica, figuris hieroglyphucis depingitur, ter optimo maximo Deo misericordi consecratus, jolisque filus artis dedicatus authore cuius nomen eft Altus».

«Книга без слов» - свидетельство всей Герметической Философии посвящена милосерднейшему всеблагому Богу и предназначена только сынам сего искусства. Создатель этой книги Альтус (старейший). Интересный факт только на трех гравюрах (1, 14 и 15) кроме рисунков можно увидеть написанные слова. На всех остальных только рисунки. Цифры и буквы под надписью простейший шифр: 21.11.82 Neg;93.82.72 Neg; 82.81.33 Tued. Если прочесть цифры в обратном порядке, то они укажут на строфы из библии:

Бытие гл. 28 строфы 11 и 12:
11 «И пришел он на одно место, и остался там ночевать, потому, что зашло солнце. И взял один из камней того места, и положил себе изголовьем, и лег на том месте».
12 «И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божьи восходят и нисходят по ней».

Бытие гл. 27 строфы 28 и 39:
28 «Да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина».
39 «И отвечал Исаак, отец его, и сказал ему: вот, от тука земли будет обитание твое и от росы небесной свыше».

Второзаконие гл. 33 строфы 18 и 28
13 «Об Иосифе сказал: да благословит Господь землю его вожделенными дарами неба, росою и дарами бездны, лежащей внизу».
28 «Израиль живет безопасно, один; око Иакова видит пред собою землю обильную хлебом и вином, и небеса его каплют росу».

Прочтение шифра отчасти поясняет изображение гравюры. Спящий человек – библейский персонаж Иаков, которому снится сон о лестнице ведущей в небо и ангелах сходящих и нисходящих по ней. Почему Альтус выбрал именно этот сюжет в качестве титульного листа понять не сложно. Камень используемый Иаковом вместо подушки может указать на цель алхимической работы – Философский Камень, ангелы на божественное откровение без которого как считают многие алхимики невозможно завершить Делание. Остальные ссылки на библейский текст указывают на росу, часто используемую в алхимической работе. Венок из роз традиционно рассматривается как символ трудностей (шипы) которые нужно преодолеть в ходе алхимической работы и прекрасного результата (цветы) который будет достигнут. Однако здесь не все так просто. Некоторые алхимики традиционно отдают предпочтение работе в минеральном царстве, считая:

"Те, кто работают с животной или растительной материей, тяжко обманывают друг друга; и кто бы то ни было, если занят такими вещами, не достоин носить имя философа. Так как, какое сходство, я спрошу у вас, между животными и металлами, либо материальное, либо формальное? Скажут ли они, чтобы оправдаться, что у животных, у растений, и у ископаемых есть тот же принцип сущности в общем, ведь они все, вышли из одного и того же хаоса? Такие невежды не знают природы, и не замечали никогда ее свет; и мне жаль потерянного времени, что бы развлекаться тем, что опровергать столь напрасное мнение, поскольку не должны мы спорить никогда против тех, кто отрицают принципы"…
"LA LUMIERE SORTANT PAR SOI-MEME DES TENEBRES", Marc-Antonio Crassellame

Все, кто придерживается подобного мнения, естественно ищут в гравюрах Mutus liber описание работы с металлами не допуская и мысли о том что в этой знаменитой алхимической книге может быть описана спагирическая практика получения Растительного Камня. Подобное предположение может показаться странным, но если следовать именно по этому пути, повторяя описанные (нарисованные) в книге процессы шаг за шагом - переходя от одной гравюры к другой то многое из того, что, было прежде непонятным, становится легко объяснимым.
Исходя из сказанного, можно добавить что, венок из срезанных роз на титульном листе указывает еще и на растительную природу материала, с которым работают алхимики.

Первая работа

Вторая гравюра – символический ключ к процессам описным далее на 3,4,5,6 и 7 листах. Она разделена на две части. В нижней два алхимика возле атанора (алхимической печи) приступают к работе. Занавес за их спинами символическое указание на самую сложную и закрытую часть работы – ее начало. Указание на начальный ход работы - изображения в философском яйце в руках ангелов стоящих на поверхности моря.

Понять, кто изображен несложно - три греческих олимпийских божества: Посейдон, Аполлон и его сестра Артемида. Посейдон (атрибут трезубец) – владыка моря. Аполлон и Артемида – олицетворения Солнца и Луны. Их атрибут - лук можно увидеть на 6, 10 и 11 гравюре.
Интерпретация символической картины относительно проста. Посейдон сидящий на камне и покровительственно раскинувший руки над Аполлоном с Артемидой – символ соли, или тела Камня. Трезубец указывает на объединение в соли серы и ртути. Аполлон – сера (дух), Артемида – ртуть (душа). Они находятся рядом с «троном» Посейдона, поскольку их еще только предстоит получить.

Природа тела, души и духа

Первый намек на природу соли был сделан на второй гравюре. Посейдон сидящий на «камне» - владыка моря, ангелы, в чьих руках «философское яйцо» стоят на поверхности моря. По сути, это указание на морскую воду, и камень в качестве трона Посейдона должен быть получен именно из нее. Морская соль – тело Камня.
Третья гравюра уже прямо «говорит об этом». Это практически полное символическое описание природы соли и способ ее получения.
В центре гравюры показано как алхимики ловят рыбу. Это центральный символ, раскрывающий секрет соли. Посейдон, возлежащий в своем ложе, на дне моря, помогает двум алхимикам в лодке поймать фантастических морских обитателей на удочку. Интерпретировать символ несложно – для получения чистой соли необходима морская вода. Добыть ее нужно не возле берега, а с глубины отплыв на лодке в открытое море. Это простая работа, поэтому удочка находится в руках женщины, а весла в руках мужчины. Дальнейшая работа по извлечению соли показана ниже.
Посейдон направляет свой трезубец на алхимиков сидящих внизу на холме. В руках женщины клетка и невод, мужчины – удочка. Они ловят мелузину (соль). Павлин рядом с женщиной на верху внешней сферы символ кристаллизованной соли, которая позже готова будет стать телом Камня, поменять цвет, и позже стать самим Камнем, на что указывает фигура Зевса с орлом. О том, что это камень растительного царства «говорит» фигура женщины на холме с цветами. Кувшин с цветами и растение на холме важное указание на характер использования растительного материала. Десять птиц – символизируют отделение воды (испарение).