Человек и его мировоззрение

Социальная работа, гуманистическая по своим целям и методам, не может эффективно решать свои задачи без пристального внимания к пониманию мировоззренческой сущности индивида. В противном случае она, занимаясь повседневными житейскими проблемами и добиваясь в разрешении их определенных результатов (что разумеется, необходимо и важно), вряд ли будет способствовать устранению негативных социальных и психологических причин в обществе. Стратегия социальной работы заключается в изучении человека, в его целостности, его мира, его индивидуальности и универсальности. Именно по этой причине социальная работа должна проявлять постоянный познавательный интерес к проблемам мировоззрения как существенному духовному компоненту мира человека.

Итак, что же такое мировоззрение, каковы его важнейшие свойства и как они проявляются в жизнедеятельности человека? Мировоззрение - это совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к людям, обществу, миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения. Это сложное образование общественного и индивидуального сознания. Оно складывается из совокупности знаний, убеждений, верований, настроений, стремлений, надежд, ценностей, норм и идеалов человека. Мировоззрение - это основной критерий, мерило мыслей и поступков человека.

Нацеленность социальной работы на конкретного человека обусловливает необходимость акцентирования внимания на индивидуальные, субъективные черты мировоззрения. Хотя и знания и убеждения человека базируются на некоторых общепринятых принципах, однако, они воспринимаются субъектом не механически, не буквально, а в преобразованном виде. Вот почему мировоззрение каждого человека индивидуально. Каждый человек имеет свои представления, свое понимание, свои оценки тех или иных событий общественно-политической жизни или явлений природы. У одних людей они складываются преимущественно стихийно, больше на собственном опыте, под влиянием национальных или семейных обычаев и традиций. При решении жизненных вопросов такое мировоззрение, как правило, опирается на здравый смысл и эмпирические знания, что иногда называют житейской философией. Несмотря на свою ограниченность пределами обыденного сознания, оно, несомненно, помогает человеку ориентироваться в повседневной практике.

Однако такое мировоззрение, достаточное, может быть, для постижения несложных житейских задач, не всегда “выручает”, когда человек сталкивается с серьезными и противоречивыми проблемами, требующими от него не только природного ума и способностей, но и определенного уровня научной, философской подготовки. Такое мировоззрение в отличие от обыденного, практического, носит преимущественно теоретический характер и потому характеризуется более системными, глубокими и обширными знаниями о природе вещей.

Сущность и особенности мировоззрения, как уже было сказано, обусловливаются не только внешними, но и внутренними факторами физической и духовной жизни человека. Познание внешнего мира не достигает своей полноты, если этот процесс не сочетается, не переплетается с мыслями о собственных переживаниях, с попытками познания самого себя (самопознанием). Более того, по мнению Н.А.Бердяева, самопознание человека предшествует всякому философскому познанию мира вещей. Дорога к внешнему миру лежит через внутренний, ибо смысл в самом человеке.[57] Человек, эволюционируя в личность, возвышается над всеми вещами и он не может познавать себя так же, как он познает мир вещей. “Кто философски познает мир, - писал Н.А.Бердяев, - тот должен превышать все вещи мира, тот не может быть одной из вещей мира в ряду других, тот сам должен быть миром”.[58]

Человек, по воззрениям Н.А.Бердяева и некоторых других русских религиозных философов, не замкнутое земное индивидуальное духовное существо. Он по своей природе космичен, является частью вселенной (они понимают человека как малую вселенную, как микрокосм). Вселенная как бы входит в человека, содержится в нем. Микрокосм (человек) и микрокосм (вселенная) соотносятся между собой как маленький человек с большим. Они разные по величине и тождественны по сущности. Значит человек больше и сложнее биологического и психологического феномена, так как он не только создание земной природы, но и вселенной. Природное и божественное в нем совмещаются. Отсюда его таинственная двойственность. Он велик и ничтожен, царственно свободен и рабски зависим.

Какое значение имеет учение отечественных религиозных философов о человеке как микрокосме для понимания мира нашего современника? Сегодня наше общество переживает эпоху возрождения религиозного сознания, своего рода религиозный Ренессанс. Идет интенсивный процесс распространения христианского вероучения. И он охватил в той или иной степени все слои общества. Сфера влияния православной церкви на взгляды и поведение людей заметно расширяется. Понятно, что такая религиозная направленность сознания налагает определенный отпечаток на мировосприятие, миропонимание людей. Происходит переоценка ценностей, ломка привычных понятий. Традиционные представления об окружающей среде, о других людях и об отношениях с ними приобретают несколько иное значение, другую мировоззренческую окраску. Нет сомнения, все это существенно влияет на формирование внутреннего мира человека. Говоря иначе, сегодня в условиях духовного и нравственного преобразований нельзя без ущерба для общества игнорировать проблемы места и роли религии и церкви в общественной жизни, их растущего влияния на сознание и жизненные ориентиры людей. Вот почему эта проблема и становится одним из аспектов социальной работы.

Существенное место в миропонимании человека занимают его воззрения, представления о смысле и цели жизни. Вопросы о том, для чего жить, во имя чего жить и как жить во многом определяют личное и социальное поведение человека. Смысл жизни заключен в самой жизни, в самом человеке. Смысл в реальном человеческом бытии. Поиски его в чем-то другом беспочвенны. Ценность жизни зависит от совпадения, единства личного и общественного, от согласованности жизненных установок личности и общества, которые в зависимости от характера общественного строя и индивидуальных черт человека, могут быть и в противоречии. Положение Маркса, что “индивид есть общественное существо... всякое проявление его жизни... является проявлением и утверждением общественной жизни”,[59] вовсе не противопоставляет личность и общество, а лишь подчеркивает значение общественных начал. Нельзя противопоставлять индивидуальное коллективному, считать одно из них целью, а другое - только средством. Вл.Соловьев писал, что ошибочно видеть в жизни человечества только общие массы, а личность признавать за ничтожный и преходящий элемент общества, не имеющий никаких собственных прав и с которым можно не считаться во имя так называемого общего интереса. Личность и общество не разрывны, они предполагают друг друга. Общество есть дополненная или расширенная личность, а личность - сжатое, или сосредоточенное общество.[60]

Смысл и цель жизни духовно обедняются, скудеют, если они ограничиваются лишь биологическими потребностями или материальными интересами. Человек усилиями собственного разума должен поднимать себя выше низких потребностей и научиться жить по высоким нормам социальной этики. “Человек может рассматривать себя, - писал Л.Н.Толстой, - как животное среди животных, живущих сегодняшним днем. Он может рассматривать себя и как члена семьи и как члена общества, народа, живущего веками, может и непременно должен (потому что к этому неудержимо влечет его разум) рассматривать себя как часть бесконечного мира, живущего бесконечное время. И потому разумный человек должен был сделать и всегда делал по отношению бесконечно малых жизненных явлений, могущих влиять на его поступки, то, что в математике называется интегрированием, т.е. установлять, кроме отношения к ближайшим явлениям жизни, свое отношение ко всему бесконечному по времени и пространству миру, понимая его как одно целое”.[61]

Итак, по Л.Н.Толстому, человек волен ограничить смысл своей жизни чисто биологическими, даже животными потребностями, но в то же время от него зависит быть или не быть соучастником дел своего народа, т.е. не видеть смысл только в личном благе и жить так, чтобы только тебе одному было хорошо, а жить заботясь и о других. Толстой также считает, что человеку духовному, разумному доступно нечто более возвышенное, а именно осознание своей причастности к целому, т.е. мирозданию вообще.

Мир человека не ограничивается его мировоззрением. Более глубокое и полное понимание этого мира предполагает рассмотрение таких качеств личности как духовность и бездуховность. Более того, именно эти качества являются ключевыми в характеристике личности человека. Трудно рассчитывать на успех в отношениях с людьми в социальной работе без осмысления содержания этих философско-нравственных понятий и умения их распознавать в людях.