Социальная работа и культурно-религиозная антропология

Очевидно, что одна из функций социальной работы состоит в том, чтобы адаптировать психику человека к реальной дей­ствительности, внести элемент психологического равновесия, ослабить дух воинствующего индивидуализма, укоренить в сознании элемент коллективизма, сопричастности, солидарности, соучастия, то есть спо­собствовать созданию обстановки социальной безопасности и нивелиро­вать социальные риски. Основная идеологическая цель социальной ра­боты заключается в униформном изменении общественного сознания: от культуры индивидуалистической к культуре солидарного участия. На этом изначально создавалась и создается сейчас прагматическая основа социальной работы в культурах западных стран.

В России же господствующая культура требует вариативности, аль­тернативности, а также примата общего интереса над личным, который проявляется через феномен общинности и соборности, о чем писали многие русские мыслители: среди них, Николай Бердяев, Сергей Соловьев, Василий Розанов, Константин Леонтьев и др.[112] Сознание русских воспринимает индивидуализм, чистый прагматизм, сверхэгоизм, свойственный другим культурам, как отступление от заповедей Бога или законов Природы с ее философией совести и милосердия.

Признавая равенство и самобытность различных культур, мы все же берем на себя смелость утверждать, что существует два параметра, выверенные временем. Они характеризуют ту или иную культуру, непременной частью которой является социальная работа:

- количество и качество простора для духа, сопряженного с тради­циями, куда должно отнести и все, что связано с национальным факто­ром, а также идеалом;

- уровень социальной организации человеческой общины на ее нижних, самых важных уровнях.

Эти два параметра связаны с тем, что различные виды объедине­ний, контактных общностей людей по-разному воздействуют на форми­рование индивидуально-личностных качеств человека, осуществляют социальный контроль, дают простор для свободного развития, воле­изъявления, различных видов деятельности, социальной самозащиты, защиты с использованием социальных учреждений. Но ничто так силь­но не воздействует на развитие личности, ее защиту или разрушение, как микросреда.

Следует подчеркнуть, что для каждого типа социальности и вида совместной жизнедеятельности людей характерны не только определен­ные условия для свободного развития как своеобразной индивидуальности личности, реализующей себя в большей или меньшей степени, но и механизмы лишения человека его "индивидуальности", подчинения индивидуального общему и особенному. Так, в рамках от­ношений личной зависимости мощным фактором формирования инди­вида, его индивидуально-личностных качеств и одновременно его под­чинения той или иной общности была традиция. Традиционные меха­низмы регламентации сознания и поведения людей содержат весьма жесткие требования, которые не может игнорировать практика социаль­ной работы. Ни биологические предпосылки, ни социальные условия сами по себе или в сочетании друг с другом еще не могут вполне сформировать индивидуальность человека, если эти источники индивидуализации не соединяются с третьим компонентом - собственной деятельностью, внутренней активностью самого индивида.

Российская культура значительно уступала западной по уровню со­циальной организации первичных ячеек быта, которая должна учиты­вать определенные материальные измерения, а также все, что входит в понятие социальной работы. Речь идет о констатации факта, что по ко­личественным и качественным показателям уровня бытовых услуг, да и самого быта Россия значительно уступала Западу.

На Западе общинные традиции плавно переросли в довольно эф­фективные муниципальные связи, тогда как в России были разрушены естественные исторически сложившиеся социальные связи, а интерна­ционалистическая идеология не получила закрепления в формах соци­ального быта. Причем государство даже не осознавало этого. Одновре­менно, вопреки бытующему мнению, следует признать, что в России всегда, включая и советский период, существовал определенный и до­статочно широкий диапазон вольномыслия, высокой культуры, духов­ности, которая постоянно притягивала и продолжает притягивать Запад. И хотя это выглядит подчас парадоксально, но за нравственными уро­ками, за "духовной подпиткой" люди с благополучного Запада, в том числе и связанные с социальной работой, и сегодня едут в Россию. В определенной степени это связано с глубокими традициями хри­стианства и деятельностью Русской Православной Церкви.

В современном обществе ныне уделяется большое внимание влиянию религиозных воззрений христианства на формирование кон­цепции и сущностно-функциональной роли социальной работы. Христианство как религиозное учение предложило миру важное понимание социального благосостояния и социальной работы, выдвинув почти два тысячелетия тому назад две основополагающих идеи, связан­ные с общественной помощью: благотворение и жертвенность во имя нуждающихся. Вся западная социальная практика вплоть до появления протестантизма основывалась на этих двух постулатах.

Христиане, действуя согласно учению Христа, что служение человеку есть служение Господу, считали своей главной обязанностью в жизни заботиться о нуждающихся, вдовах и сиротах. Согласно библей­скому учению Иисус Христос продемонстрировал миру, что аутсайдеры общества, отвергаемые общественным мнением как недостойные, та­кие, например, как проститутки, прокаженные, представители другой веры и другие маргиналы нуждаются в особой любви и заботе. Для имущего и знатного непременным условием приближения к божественному должна стать раздача его богатства нуждающимся. В Древнем Иерусалиме каждый день вдовы и другие малоимущие люди бесплатно получали пищу.[113] Гостеприимство, забота о чужестранце была не только философией христианства, но и его конкретной практикой. Благотворительность, самоотдача рассматривались и как форма очищения от грехов. Уже к середине II века н.э. благотворительность принимает организованные формы в виде пожертвований.[114]

Одновременно с этим существовала вера в необходимость трудиться, чтобы не быть никому обузой, чтобы иметь необходимые средства для оказания помощи нуждающимся, чтобы быть примером трудолюбия для окружающих. Эти христианские ценностные установки противоположны политеистическим установкам древних греков, которые считали, что трудиться должны только рабы, а также древних римлян, которые утверждали, что заниматься трудом ниже достоинства благородного горожанина[115].

Возникновение протестантизма привело не только к расслоению общества по религиозному признаку, но и изменило отношение к труду и бедности. Основная идея этого учения сводилась к тому, что работа являлась божественным призванием и что работать - означало служить Богу (в то время как в раннехристианском учении под служением Богу понималась любовь и забота о ближнем). В протестантском учении одним из главных смертных грехов счи­талась пустая трата времени - бесполезные разговоры, безделье, жизнь в роскоши и излишний сон (более восьми часов в день). Это была новая ценностная установка, опиравшаяся на слова апостола Павла, что труд является главной целью жизни человека. Основной социальной установкой жизни общества становится лозунг: кто не работает - тот не ест[116] (позднее он нашел свое отражение в теории и практике со­циализма).

На социально-экономическое развитие западных обществ большое влияние оказал кальвинизм. В соответствии с этим духовно-религиоз­ным направлением усиливалась ответственность человека за свое благо­получие, соблюдение им личной дисциплины в повседневной жизни, подчеркивался индивидуализм в общественных делах. В своих отноше­ниях с обществом, человек сам должен отвечать за свои поступки, стремиться выжить в одиночку и перенести все жизненные тяготы. Лень и безделье объявлялись социальным злом. Проявлениями веры и любви к Господу были целеустремленность, собранность и трудолюбие.[117] От­сюда отношение к бедным, бродягам и попрошайкам носило сугубо отрицательный характер. Считалось, что их состояние является порож­дением их собственной лености, бездуховности. Леность - ос­новной социальный порок, ведущий в конечном счете к правонару­шениям и росту преступности. Преуспевание в делах, напротив, рас­сматривалось как богоизбранность.[118]

Идеи кальвинизма положены в основу создания работных домов как исправительных учреждений, в которых люди, чтобы получить кров и питание должны были работать, невзирая на свое фи­зическое состояние, вызванное состояние здоровья или возрастом. (Лютеранство, также, в свою очередь, подчеркнуло тот факт, что бо­гатство является признаком богоизбранности, а бедность - проклятием Бога).

Подобные религиозные учения вели к еще большему духовному разобщению людей и делению их на избранных и проклятых Богом, то есть бедных, призывая последних смириться со своим бедственным по­ложением.

Различные мировоззренческие подходы к определению сущностно-функциональной характеристики социальной работы наряду с духовно-нравственными принципами построения различных обществ оказывает свое влияние на принципы социальной политики, то есть на вопросы функционирования социальных институ­тов в обществе.

Историко-теоретический экскурс, позволяющий проследить гене­зис социальной работы, свидетельствует, что, во-первых, для осуществления социальной работы не обязательно достижение высокого уровня материального благополучия. Для устойчи­вого социального развития достаточно в первую очередь иметь опреде­ленную ценностную систему, предполагающую распределение в обще­стве материальных ресурсов на принципах солидарности и соучастия.

Во-вторых, для обществ с низким уровнем материально-техничес­кого развития и ценностными установками на эгалитаризм и соприча­стность взаимоотношения между обществом и человеком носят равноп­равный характер.

В-третьих, общество или государство доминирует в тех обществен­ных структурах, в которых социальная работа рассматривается как фор­ма поддержания трудоспособности населения для материального проц­ветания высших слоев общества за счет развития каждой отдельной личности.

В-четвертых, в обществах высоких технологий и рыночного хозяй­ства сущность социальной работы дуалистична. Она меняется в зависи­мости от объекта применения - нуждающиеся или преуспевающие. При этом социальная политика как форма осуществления социальной рабо­ты в теории и на практике преследует цель поддержать и развить способности для самореализации меньшей, наиболее конкурентоспо­собной и активной части трудоспособного населения, оставляя в тупи­ковом состоянии большинство. Не имея возможностей для реализации своего жизненного потенциала в "обществе двух третей", влачащая жалкое су­ществование часть населения, которая никогда или очень редко в со­стоянии получить работу, создает "армию" правонарушителей. Это, в свою очередь, заставляет развивать такие функции социальной работы, как превентивные, направленные на предотвращение кризисных, кри­минальных ситуаций и действий, а также контрольные, то есть сосредо­точенные на работе по надзору в местах заключения и другие, которые не являются аутентичными и "производительными" для социальной ра­боты.

Наконец, различные модели социальной работы сегодня, как и модели, ос­нованные на идеологизированной концепции "государства благосостоя­ния", претерпевают кризис, потому что вступают в противоречие с самой природой человека. Действуя во имя гармонизации отношений между человеком и обществом, данные модели сводят одновременно этот процесс к созданию резерваций для нуждающихся, для упавших, вместо того, чтобы способствовать формированию гармонично развитой личности во всех ее проявлениях, включая духовную сферу.