Мышление и язык

Мышление - высшая форма активного отражения, выражающаяся в целенаправленном познании человеком существенных связей и отношений объективного мира, продуцировании новых идей, прогнозировании грядущих событий и действий. Возникая на основе чувственного опыта, реализующегося в трех основных формах: ощущениях, восприятиях, представлениях - мышление не сводится к простой совокупности чувственных образов. Оно позволяет формулировать знания о таких свойствах и отношениях объектов, которые недоступны чувственному познанию.

Ощущение - это отражение чувственно воспринимаемых свойств или явлений объективного мира, непосредственно - цвет, форма, запах, вкус, тепло, холод. Восприятие – это целостное отражение внешнего мира, непосредственно воздействующего на органы чувств - зрительное восприятие растущей травы на холме, слуховое восприятие шума морских волн, музыкальной мелодии, образ самолета, леса, луга. Представление - это сохранившийся в сознании чувственный образ предмета, который воспринимался раньше. Восприятие возникает лишь в результате непосредственного воздействия предмета на органы чувств, а представление тогда, когда такое воздействие отсутствует - сохранившиеся в памяти человеке явления, события, образы своего дома, образы родных и близких людей, которых мы сейчас не видим, образы тех мест, где человек когда-то отдыхал. Представления могут быть не только образами предметов, существующих реально, но они могут формироваться на основе описания предметов, не существующих в действительности – кентавр, колдунья, кикимора, дьявол, чебурашка, т.е. восприятие может быть не только воспроизводящим, но и творческим, в том числе фантастическим.

Чувственное познание дает знание об отдельных предметах, об их внешних свойствах, но оно не может дать знаний о причинной зависимости между такими, например, явлениями, как смена времен года и вращение Земли вокруг Солнца, о времени наступления солнечного или лунного затмения или о мотивах преступления. Познавая окружающий мир, человек, стремится установить причины явлений, проникнуть в сущность вещей, раскрыть законы природы и общества, что невозможно без мышления, отражающего действительность в определенных логических формах. Рассмотрим эти типичные черты мышления, отличающие его от чувственного познания. Во-первых, в отличие от чувственного познания, отображающего внешние признаки предметов, мышление отражает их существенные внутренние свойства; во-вторых, мышление - обобщенное отражение, фиксирует качества, присущие не одному предмету, а целому классу однородных предметов; в-третьих, мышление представляет собой опосредованное отражение объективной действительности; в-четвертых,мышление изначально связано с языком. Нет языка без мышления и нет мышления без языка, который выступает средством мыслеобразования; является средством обмена мыслями, выполняя коммуникативную функцию; выступает основой памяти и служит средством передачи социального опыта. Мышление и язык исторически и генетически связаны, но в, то, же время существенно отличаются друг от друга. Мышление идеально, а язык, как знаково-сигнальная система – материален, и обладают они не только общими свойствами, но и качественно отличаются друг от друга, относительно самостоятельны - всякая мысль выразима в знаковой системе, но не всякий знак имеет смысл. Мышление как идеальная система имеет свои элементы - отдельные формы мысли - понятия, суждения, умозаключения и их сочетания. Элементами языка выступают - буквы, буквенные сочетания, слова, словосочетания, предложения и т. д.

Рассмотрев все эти особенности мышления, можно утверждать, что оно является высшей по сравнению с чувственным познанием формой отражения действительности. Однако неправильно рассматривать мышление в отрыве от чувственного познания. В реальном познавательном процессе они находятся в неразрывном единстве. Чувственное познание содержит в себе элементы обобщения, которые свойственны не только представлениям, но и восприятиям и ощущениям. С помощью мышления человек познает недоступные чувственному познанию явления - законы природы и общества, движение элементарных частиц, но источником всех наших знаний о действительности являются все те, же ощущения, восприятия, представления.

Для того что бы освоить проблемы формальной логики, необходимо глубоко понимать, что является ее объектом и предметом как науки. Опосредствованное знание доказывается, делается убедительным, очевидным при помощи знаний непосредственных, что осуществляется на уровне абстрактного мышления. Чувственное отражение - основа абстрактного мышления, которое позволяет познавать законы мира, сущность предметов. Абстрактное мышление отражает мир и его процессы глубже и полнее, чем чувственное познание, но для этого, надо уметь правильно мыслить, т.о. абстрактное мышление выступает объектомлогики как науки. Следовательно, логика - это наука об общезначимых формах и средствах мысли, необходимых для рационального познания в любой области, она исследует структуру мышления, раскрывает лежащие в его основе закономерности. При этом абстрактное мышление, обобщенно, опосредствованно и, активно отражая действительность, неразрывно связано с языком.