Индийская логика

Истоки логики в Индии можно проследить в грамматических текстах V века до н.э.. Две из шести ортодоксально-индуистских школ индийской философии - ньяя и вайшешика - занимались методологией познания, отсюда и выделилась логика.

Название школы «ньяя» значит «логика». Главное её достижение - разработка логики и методологии, которые стали общим достоянием. Поскольку ньяики считали единственным путём освобождения от страданий достижение надёжного знания, они разрабатывали тонкие методы отличия надёжных источников знания от ложных мнений. Есть только четыре источника знания: восприятие, умозаключение, сравнение и свидетельство.

Буддийская философия - главный оппонент ньяиков в логике. Нагарджуна, основатель мадхьямики («срединного пути»), развил рассуждение, известное как тетралемма. Этот четырёхсторонний аргумент систематически проверял и отклонял утверждение высказывания, его отрицание, соединение утверждения и отрицания.

У Дигнаги буддийская логика достигла вершины. Центральным пунктом их анализа было установление (определение) необходимой логической присущности, известное как «неизменное следование» или «убеждение».

Школа навья-ньяя («новая логика») была основана в XIII веке Ганешей Упадхьяей из Митилы, автора «Таттвачинтамами» («Сокровище мысли о реальности»).