Логика античности

Несмотря на то, что первые учения о рассуждении, о формах и способах мышления возникли в Древней Индии, Китае, в основе современной логики лежит аристотелевское учение. Принято именно Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) считать отцом логики, хотя известно, что он учился у Платона, а Платон - ученик Сократа, (469-399 гг. до н.э.) который заметил, что результат мышления детерминирован и предопределен предыдущим знанием. Сократ, почти всю свою жизнь потратил на разоблачение псевдоучености софистов. Вклад старших софистов в разработку вопросов синонимии, омонимии, риторических приемов значителен. А вот младшие софисты, «платные учителя ложной мудрости», придали софистике отрицательный оттенок. Платон (427–347 гг. до н.э.) - разработал вопрос о дефиниции, анализировал логическую форму суждения, которую считал основным законом формальной логики.

Занимался логическими вопросами и Демокрит. В перечне его трудов, есть специальная работа, посвященная логике, «О логическом, или Мерило». В ней раскрыта не только сущность познания, его формы и критерии истины, но и огромная роль логического рассуждения в познании, дана классификация суждений, подвергнуты критике некоторые виды дедуктивных умозаключений и предпринята попытка разработать индуктивную логику. Этот трактат не дошел до нашего времени. Логические же работы Аристотеля: «Категории» - учение о понятиях; «Об истолковании» - учение о суждении; «Аналитики» - учение об умозаключении («Первая») и доказательстве («Вторая»); «Топика» - посвященная рассмотрению оснований наук, так называемым общим местам (топам), т.е. общераспространенным мнениям, часто выступающим основанием умозаключений по сходству, вероятностным умозаключениям, диалектическим, индуктивным; «О софистических опровержениях» - посвященная анализу софистических «доказательств», т.е. тех ошибок, тех нарушений логики, которые сознательно допускаются софистами - были собраны учениками в отдельный труд под названием «Органон». Принципы логики Аристотель формулирует не только в «Органоне», но и в «Метафизике». В этих работах Аристотель различил содержание и форму мысли от форм речи, т.е. разделил мышление и язык, определил основные формы мысли, сформулировал принципы мышления, разработал особую форму рассуждения (категорический силлогизм) и теорию доказательства; дал классификацию логических ошибок (паралогизмов и софизмов). Основной заслугой является то, что, во-первых, Аристотель разработал теорию дедуктивных умозаключений и доказательства: открыл силлогизм – как особую форму доказательства (посылка-посылка-вывод); сформулировал три фундаментальных закона мышления: закон тождества; закон противоречий; закон исключенного третьего. Во- вторых, устранил из рассуждений содержание, и сохранил только форму, подставил в суждение вместо названий буквы (переменные).

Пример: «Если все люди смертны,

и все греки – люди,

то все греки смертны».

Если все В суть С

все А суть В

то все А суть С.

В-третьих, доказал, что достоверность результатов различных по содержанию рассуждений зависит не только от истинности положений (посылок), но и от отношений между ними, способа их соединения, т.е. от формы рассуждения. В-четвертых, сформулировал основные законы правильного рассуждения. В-пятых, ввел ряд новых понятий, связанных с мышлением.

Таким образом, логическое учение Аристотеля в зародыше содержит все позднейшие разделы, направления и типы логики: индуктивной, символической, диалектической. Аристотель назвал науку «аналитикой», логикой она стала называться позже, в III веке до нашей эры, и объединила: искусство мыслить – диалектику и искусство рассуждать – риторику. Но позже и диалектика и риторика отделились от логической проблематики.

По Аристотелю, предмет науки логики - основные формы мысли, их структурные особенности и зависимости, законы и наиболее распространенные ошибки, возможные при нарушении этих законов. Однако, предмет логического анализа, последователями Аристотеля понимался и разрабатывался несколько иначе. Если Аристотель использовал формы мышления и их законы для отображения и достижения истины, в большей степени разрабатывая логику дедуктивного характера, то его ученики разрабатывали приемы и формы мысли, лишь приближающие к истине, анализировали рассуждения вероятностного характера, разрабатывали индуктивную логику. Стоики (III в. до н.э.) создали оригинальное учение о выводе вероятностного характера, свою логику условных суждений и умозаключений (логику импликации). Но, логическое учение стоиков в период перехода от античности к средневековью было забыто и европейским мыслителям пришлось заново открывать в середине XIX века закономерности импликативных рассуждении. Предмет логики как науки впервые столетия существования, не очень существенно, но менялся, а за более длительный срок ее истории, почти две с половиной тысячи лет, предмет ее претерпевал более значительные изменения, он расширялся, включая новые формы мысли, совершенствовался. Период ранней, активной античности в отношении логических вопросов, сменила античная схоластика (II-V вв. н.э.) - от Цицерона до Боэция. Характерно вхождение в логический обиход латинской терминологии: схоластика усиленно разрабатывала логический аппарат. Секст Эмпирик и Диоген Лаэрций (II-III вв.) собрали сведения по истории логики; Гален (ок. 130-200 гг.) разработал полисиллогизм и силлогизмы отношений; Порфирий (ок. 232-303 гг.) - дихотомическое деление, учение о видах и родах; Боэций (480-524 гг.) написал ряд специальных работ по логике. Большой вклад в развитие этой науки внесли оратор Цицерон и древнеримский теоретик ораторского искусства Квинтилиан.