Логика в Средневековье

В средние века в Европе государственная христианская идеология подчинила себе науку, политику, культуру, и логика становится служанкой богословия, и только в арабских странах, логика еще сохраняет самостоятельное значение (Аль-Фараби, Ибн-Син, Ибн-Рушд и др.). Наступивший в Европе длительный период средневековой схоластики в логике проявляется в детальной разработке различий ее языка, символики, ее техники. Она используется как инструментарий, как средство обоснования догматов церкви, как учение, выступающее беспристрастным, общепринятым инструментом полемики, критики, обоснования, доказательства и все более она приобретает свой формальный вид и значение, все далее отвлекается от материального критерия истины. Наиболее значимая фигура этого периода - Михаил Псёлл (1018-1096 гг.), который ввел в обиход буквенное обозначение суждений, специальными словами - модусы фигур силлогизма. Единственным учебником по логике в Западной Европе в течение трех столетий, была книга «Summulae Logicales» Петра Испанца (папа Иоанн XXI - 1210-1277 гг.). В период средневековья можно наблюдать любопытные примеры несхоластической логики - П. Абеляра, У. Шервуда, У. Оккама, Ж. Буридана, Альберта Саксонского.В рамках различения формального и фактического следования разрабатывалось учение о дедукции, которое способствовало аксиоматизации логики высказываний, были и попытки практического использования логики - создание Альбертом Великим «робота», Р. Луллием - «логической машины».