ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

Бэкон Френсис(1561 − 1626) − английский философ, основатель

английского материализма и методологии экспериментирующей, опытной

науки Нового времени. После окончания Кембриджского университета он

прошел ряд высоких государственных должностей, вплоть до

лорд-канцлера.

Уже в молодые годы философ вынашивал грандиозный план

«Великого Восстановления наук», к реализации которого стремился всю

жизнь. Главное произведение Бэкона − его знаменитое методологическое

сочинение «Новый Органон» (1620). В числе других его

произведений − небольшой трактат «О принципах и началах в их

отношении к мифам о Купидоне и о небе или о философии Парменида и

Телезио и особенно Демокрита в связи с мифом о Купидоне», неоконченная

социальная утопия «Новая Атлантида» (1624). Первым опубликованным

произведением Бэкона были «Опыты и наставления нравственные и

политические» (1597).

 

Предмет философии. «Великое восстановление наук»

У философии троякий предмет: Бог, природа, человек, и, сообразно

этому, троякий путь воздействия. Природа воздействует на интеллект

непосредственно, т.е. как бы прямыми лучами. Бог же воздействует на него

через неадекватную среду (т.е. через творения), преломленными лучами.

Человек же, становясь объектом собственного познания, воздействует на свой

интеллект отраженными лучами. Следовательно, выходит, что философия

делится на три учения: учение о божестве, учение о природе, учение о

человеке. А так как различные отрасли науки нельзя уподобить нескольким

линиям, расходящимся из данной точки, а скорее их можно сравнить с

ветвями дерева, вырастающими из одного ствола, который до того, как

разделиться на ветви, остается на некотором участке цельным и единым,… то

необходимо допустить одну всеобщую науку, которая была как бы матерью

всех остальных наук. Эту науку мы назовем «первая философия», или же

«мудрость». Этой науке мы не можем противопоставить никакую другую,

ибо она отличается от остальных наук скорее своими границами, чем

содержанием и предметом, рассматривая вещи лишь в самой общей форме.

…Учение о природе следует разделить на исследование причин и

получение результатов, т.е. на теоретическую и практическую части. Первая

исследует недра природы, вторая переделывает природу, как железо на

наковальне.

…Мы разделили естественную философию на исследование причин и

получение результатов. Исследование причин мы отнесли к теоретической

философии. Ее мы разделили на физику и метафизику. Физика – это наука,

исследующая действующую причину и материю, метафизика – это наука о

форме и конечной причине.

…Учение о человеке состоит из двух частей. Одна из них

рассматривает человека как такового, вторая – в его отношении к обществу.

Первую мы называем философией человека, вторую – гражданской

философией. Философия человека складывается из наук, изучающих тело

человека и его душу, сюда также входят логика и этика[1].