Учение об опыте: Критика теории врожденных идей

На опыте основывается все наше знание, от него, в конце концов, оно

происходит. Наше наблюдение, направленное или на внешние ощущаемые

предметы, или на внутренние действия нашего ума, которые мы сами

воспринимаем и о которых мы сами размышляем, доставляет нашему разуму

весь материал мышления. Вот два источника знания, откуда происходят все

идеи, которые мы имеем или естественным образом можем иметь.

…Под рефлексией в последующем изложении я подразумеваю то

наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность и способы ее

проявления, вследствие чего в разуме возникают идеи этой деятельности. Эти

два источника, повторяю я, т.е. внешние материальные вещи, как объекты

ощущения и внутренняя деятельность нашего собственного ума как объект

рефлексии, по-моему, представляют собой единственное, откуда берут свое

начало все наши идеи…

В том, прав ли я, я призываю в свидетели опыт и наблюдение, ибо

лучший способ прийти к истине − это изучать вещи, как они есть в

действительности, а не решать, что они таковы, как мы их воображаем себе

сами или как нас научили воображать их другие.

Обращение к опыту. Сказать правду, это единственный, какой я сумел

открыть, путь, которым идеи вещей проникают в разум…

Опыт показывает нам, что ум в отношении своих простых идей

совершенно пассивен и получает их все от существования и воздействия

вещей, как их представляют ему ощущение или рефлексия, сам не будучи в

состоянии образовать ни одной идеи.[15]

…Мы должны положиться на опыт. И желательно было бы

усовершенствование опыта. Мы видим, что благородные усилия некоторых

лиц в этом направлении увеличили запас знаний о природе. И если бы другие,

претендующие на знание, отличались в своих наблюдениях той

осмотрительностью и в своих сообщениях той честностью, которая подобает

людям, называющим себя любителями мудрости, то наше знакомство с

окружающими нас телами и наше проникновение в их силы и действия были

бы гораздо большими.

…Опыт должен научить меня тому, чему не может научить разум.

Лишь посредством опыта я могу узнать с достоверностью, какие другие

качества существуют совместно с качествами моей сложной идеи, узнать,

например, ковко или нет, желтое, тяжелое, плавкое тело, которое я называю

золотом . Но такой опыт (независимо от того, что бы он ни доказал в

отношении данного исследуемого тела) не дает мне уверенности в том, что то

же самое имеет место во всех или любых других желтых, тяжелых, плавких

телах, помимо тела, исследуемого мной.

Исследование о разумении, приятное и полезное. Так как разум ставит

человека выше остальных чувствующих существ и дает ему все то

превосходство и господство, которое он имеет над ними, то он, без сомнения,

является предметом, заслуживающим изучения уже по одному своему

благородству. Разумение, подобно глазу, давая нам возможность видеть и

воспринимать все остальные вещи, не воспринимает само себя: необходимы

искусство и труд, чтобы поставить его на некотором отдалении и сделать его

собственным объектом. Но каковы бы ни были трудности, лежащие на пути к

этому исследованию, что бы ни держало нас в таком неведении о нас самих, я

уверен, что всякий свет, который мы сможем бросить на свои собственные

умственные силы, всякое знакомство со своим собственным разумом будет не

только очень приятно, но и весьма полезно, помогая направить наше

мышление на исследование других вещей…

…Моей целью является исследование происхождения, достоверности и

объема человеческого познания вместе с основаниями и степенями веры,

мнений и согласия... Для моей настоящей цели достаточно изучить

познавательные способности человека, как они применяются к объектам, с

которыми имеют дело.

Знание своих познавательных способностей предохраняет нас от

скептицизма и умственной бездеятельности. Когда мы будем знать u1089 свои силы,

мы будем лучше знать, что можем предпринять с надеждой на успех. Когда

мы хорошенько обследуем свои умственные суды и произведем оценку того,

чего можно ждать от них, у нас, с одной стороны, не будет склонности

оставаться в бездействии и вообще не давать работы своему мышлению, не

имея надежды знать что-нибудь; с другой стороны, мы не будем ставить под

сомнение все и отрицать всякое знание на том основании, что некоторые

вещи непостижимы…

Знание некоторых истин, я признаюсь, появляется в душе очень рано;

но оно появляется таким путем, который показывает, что они неврожденны,

ибо наблюдение всегда обнаружит нам, что такое знание принадлежит к

идеям не врожденным, а приобретенным, так как уже вначале оно имеет дело

с идеями, запечатлевшими внешние вещи, с которыми раньше всего

встречаются младенцы и которые чаще всего воздействуют на их чувства…

Если кто думает, что есть такие врожденные идеи и положения,

которые своей ясностью и полезностью отличаются от всего, что есть в душе

привходящего и приобретенного, ему не трудно будет указать нам, каковы

они, и тогда каждый верно рассудит, врожденны они или нет; ибо если есть

совершенно отличные от всех прочих восприятий и знаний врожденные идеи

и впечатления, то каждый увидит это по себе…

Наблюдения над детьми с очевидностью показывают, что нет других

идей, кроме идей, получаемых из ощущения или рефлексии. Я не вижу поэтому

оснований верить, что душа мыслит прежде, чем чувства снабдят ее идеями

для мышления. По мере того как идеи умножаются и удерживаются, душа

посредством упражнения развивает в различных направлениях свою

способность мышления, точно так же как впоследствии сочетанием этих идей

и рефлексией о своей деятельности она увеличивает свой запас, равно как и

развивает легкость запоминания, воображения, рассуждения и других

способов мышления. Кто черпает свои познания из наблюдения и опыта и не

делает из своих гипотез законов природы, найдет в новорожденном мало

признаков души, привыкшей активно мыслить, и еще меньше признаков

какого бы то ни было рассуждения вообще.