Концепция первичных и вторичных качеств

Идеи в уме, качества в телах. Чтобы лучше раскрыть природу наших

идей и толковать о них понятно, будет удобно провести в них различие,

поскольку они являются идеями, или восприятиями, в нашем уме и поскольку

они − видоизменения материи в телах, возбуждающих в нас такие

восприятия. Это нужно для того, чтобы мы не могли думать (как, быть может,

это обыкновенно делают), будто идеи − точные образы и подобия чего-то

внутренне присущего предмету. Большинство находящихся в уме идей

ощущения также мало похожи на наши идеи, обозначающие их названия,

хотя последние и способны, как только мы их услышим, вызывать в нас эти

идеи.

Все, что ум воспринимает в себе и что есть непосредственный объект

восприятия, мышления или понимания, я называю идеею; силу, вызывающую

в нашем уме какую-нибудь идею, я называю качеством предмета, которому

эта сила присуща. Так, снежный ком способен порождать в нас идеи белого,

холодного и круглого. Поэтому силы, вызывающие эти идеи в нас, поскольку

они находятся в снежном коме, я называю качествами, а поскольку они суть

ощущения или восприятия, в наших умах, я называю их идеями. Если я

говорю иногда об идеях, как бы находящихся в самих вещах, это следует

понимать таким образом, что под ними имеются в виду те качества в

предметах, которые вызывают в нас идеи.

Первичные качества. Среди рассматриваемых таким образом качеств в

телах есть, во-первых, такие, которые совершенно неотделимы от тела, в

каком бы оно ни было состоянии; такие, которые оно постоянно сохраняет

при всех переменах и изменениях, каким оно подвергается, какую бы силу ни

применить к нему; такие, которые чувства постоянно находят в каждой

частице материи, обладающей достаточным для восприятия объемом, а ум

находит, что они неотделимы ни от какой частицы материи, хотя бы она была

меньше той, которая может быть воспринята нашими чувствами. Названные

качества тела я называю первоначальными 05 Tc<02690или первичными. Мне кажется, мы

можем заметить, что они порождают в нас простые идеи, т.е. плотность,

протяженность, форму, движение или покой и число.

Вторичные качества. Во-вторых, такие качества, как цвета, звуки,

вкусы и т. д., которые на деле не играют никакой роли в самих вещах, но

представляют собой силы, вызывающие в нас различные ощущения

первичными качествами вещей, т.е. объемом, формой, строением и

движением их незаметных частиц, я называю вторичны ми качествами

Идеи первичных качеств суть[продукт сходства, вторичных − нет.

Отсюда, мне кажется, легко заметить, что идеи первичных качеств тел сходны

с ними, и их прообразы действительно существуют в самих телах, но идеи,

вызываемые в нас вторичными качествами, вовсе не имеют сходства с

телами. В самих телах нет ничего сходного с этими нашими идеями.