Смысл Жизни

Актуальность проблемы

Современная кризисная ситуация и беспомощность экономического, философского и любого другого знания в плане влияния на нее в благоприятном направлении вновь заставляют обратить нас внимание на проблему смысла жизни, решение которой позволит пересмотреть представления об окружающей мире, определить подлинные ценности и предложить пути гармонизации жизни.

 

Вопрос о смысле жизни вставал и раньше, но поскольку жизнь была более благополучной, то он не звучал так актуально. Единственное благо всех произошедших разрушений, как это звучит ни парадоксально, состоит в обнажении существующих проблем, раскрытии противоречивости нашего бытия и его беззащитности перед разрушением и хаосом.

 

Мартин Хайдеггер писал: «Всякая онтология, распоряжайся она сколь угодно богатой и прочно скрепленной категориальной системой, остается в основе слепой и извращением самого своего ее назначения, если она прежде достаточно не прояснила смысл бытия и не восприняла это прояснение как свою фундаментальную задачу».

 

Таким образом, проблема смысла жизни связана с трудностями и испытаниями, с которыми сталкивается постоянно человек и которые он должен преодолевать. Как писал В.С. Соловьев: «Так как на самом деле блаженство существует более в воображении, действительность же есть ряд больших и мелких мучений и в самом счастливом случае – постоянная смена тяжелого труда и гнетущей скуки, с одной стороны, и исчезающих иллюзий – с другой, то совершенно естественно является вопрос: для чего все это, какая цель этой жизни?»

 

Проблемный ряд

Проблема смысла жизни тесно связана с проблемами взаимоотношений жизни и смерти, добра и зла, свободы и необходимости, смысла жизни и сущности человека.

 

Что есть смысл жизни?

Смысл – это со-мысль, т.е. нечто имеющее определенное значение, содержание, ценность.

Смысл – это то, что присутствует постоянно (в отличии от цели) и наполняет содержанием жизнь, это ориентация на определенные ценности.

 

Пути движения к смыслу жизни

Осознание смысла приходит постепенно через оценку человеком наличной жизненной ситуации. Часто этот процесс осуществляется через заблуждения и разочарования. Несмотря на то, что смысл жизни зависит от субъекта, имеет личностную окрашенность, он не является произвольным. Смысл жизни определяется, исходя из принадлежности человека к той или иной социальной группе. Зависит смысл жизни и от конкретно-исторической ситуации.

 

Смысл жизни и свобода

Важным условием постижения смысла жизни является свобода. Только будучи свободным, человек может действовать осмысленно, стремиться к разумной цели. В противном случае он вынужден целиком подчиняться необходимости или в виде неотвратимой судьбы, и (или) в виде законов природы.

 

Потеря смысла жизни или невозможность его постижения, вследствие отсутствия свободы или по каким-то иным причинам, поистине трагична, так как ведет к деградации личности. С.Л. Франк в первой половине XX века написал: «Многие русские люди, потеряв надежду на разрешение этого вопроса (смысла жизни – Л.А. Тутов.), либо тупеют и духовно замирают в будничных заботах о куске хлеба, либо кончают жизнь самоубийством, либо, наконец, нравственно умирают, от отчаяния становясь прожигателями жизни, идя на преступления и нравственное разложение ради самозабвения в буйных наслаждениях, пошлость и эфемерность которых сознает сама охлажденная душа…»

 

История философии о смысле жизни

Присутствуют полярные точки зрения.

С одной стороны, имеется крайняя позиция, отрицающая какой-либо смысл (скептицизм).

Более умеренный вариант – когда смысл жизни связывают с поиском самого смысла (Н.А. Бердяев) или наличием ситуации выбора (Ж.-П. Сартр).

С другой стороны, предлагается утверждение, что непознанный смысл – тоже смысл, тем самым абсолютизируется наличие смысла (трансцендентализм, представители которого развивают идеи И.Канта и Ф.Шеллинга: Б.П.Вышеславцев, П.Б. Струве, П.И. Новгородцев, И.А. Ильин).

 

Смысл жизни можно связывать с получением удовольствия (гедонизм) или счастьем (эвдемонизм), или одновременно с наслаждением и пользой (фрейдизм), или отрешенностью от мирских проблем (пессимизм - А.Шопенгауэр). Однако удовольствия быстро теряют свою значимость. То, что кажется полезным, на самом деле таковым не является, а счастье, базирующееся на эмпирических основаниях, не обладает качеством всеобщего – у каждого свое понимание счастья. Пессимизм – отрешение от проблем – означает решение проблемы смысла жизни путем отказа от него. На наш взгляд, такое решение проблемы недопустимо, поскольку деятельностное начало является определяющим в человеке.

 

Служение долгу как смысл жизни

У И.Канта следование долгу основывается на свободном выборе каждого разумного существа и обладает характеристиками всеобщего. Но, к сожалению, формалистический характер категорического императива приводит к тому, что долг начинает существовать ради долга, смысл ради смысла. Теряется сам человек.

 

Трудности в поиске смысла жизни

Трудно отрицать существование какого-либо смысла даже число логически, поскольку если мы понимаем бессмысленность мира, то, значит, не все в нем бессмысленно. Другое дело, как определять смысл. Искать ли его в этом мире, или относить к миру трансцендентного, т.е. потустороннего?

Отнесение смысла к сфере трансцендентного тоже, по сути, есть его отрицание, поскольку лишает его операциональности. Кроме того, такое понимание смысла жизни накладывает ограничения на число принимающих его мыслителей, поскольку предполагает веру в сверхъестественное.

 

Поиски смысла в мире посюстороннем связаны с решением ряда принципиальных вопросов:

Во-первых, является ли смысл жизни одним и тем же для разных периодов развития человечества? И, во-вторых, является ли смысл жизни единым для всех людей?

 

Проблема смысла в экономической теории

Для современной экономической теории (неоклассической экономической теории) данные вопросы решаются однозначно и предполагают максимизацию целевой функции (максимизацию полезности) при имеющихся ограничениях. Главное – выбор оптимальных средств без каких-либо требований к содержанию самой цели. Поэтому модели оптимизации часто имеют существенный недостаток, связанный с непониманием, что является подлинной причиной, а что следствием.

 

Другой недостаток оптимизации связан с недооценкой возможных радикальных преобразований, меняющих саму постановку проблемы и способ её решения. Кроме того, заданная модель может привести экономику или человека к режиму функционирования, ведущему к гибели.

 

Что делать?

Попробуем решить проблему смысла жизни через призму проблемы взаимоотношений жизни и смерти.

Действительно, в течение всего существования человечества основной его проблемой являлась проблема смертности, ограниченности человеческого бытия. Даже современная наука, разрушившая наивные представления о противоборстве жизни и смерти, не смогла решить данную проблему. Смерть рассматривалась многими мыслителями как основное зло, борьба с которым могла бы наполнить содержанием существование людей во все времена и быть единым смыслом для всех субъектов

 

Жизнь или смерть? Вот в чем вопрос!

«Страх смерти превращает человека в раба» – писал Г.-В.-Ф. Гегель. Однако, по его же словам, рабское сознание открывает путь к самосознанию личности. Но не только стремление победить смерть является движущим мотивом в развитии человечества. И не все испытывают по отношению к смерти мистический страх. Были и такие мыслители, которые учили не бояться смерти, поскольку пока мы есть – смерти нет, а когда наступает смерть – то уже нет нас (эпикуреизм). Другие философы (стоики) утверждали, что раз смерть неизбежна, то и относиться к ней нужно как к тому, что от нас не зависит, как к безразличному. При таком подходе смысл существования заключается в том, чтобы жить в соответствии с Логосом – божественным законом, разумом, управляющим миром.

 

В поисках смысла жизни

Несмотря на различие в подходах, у многих мыслителей сложилось понимание, что смысл жизни связан с созданием условий для нормального воспроизводства человека и его развития. Кроме того, как писал известный немецкий специалист в области этической экономии П.Козловски: «Порядок хозяйства и общества должен быть основан на самых сильных и самых лучших побуждениях человека». В то же время связывать смысл жизни с совершенствованием человека, его лучшими побуждениями и возможностью его самореализации представляется важным, но недостаточным для определения смысла. Необходимо сформулировать критерии позитивного функционирования человека.

 

Критерии позитивного функционирования человека связаны с такими высшими человеческими ценностями, как истина, добро и красота. Категории добра, истины и красоты В.С. Соловьев, вслед за античными мыслителями, рассматривал в неразрывном единстве: «Эти три живут только своим союзом. Добро, отделенное от истины и красоты, есть только неопределенное чувство, бессильный порыв, истина отвлеченная есть пустое слово, а красота без добра и истины есть кумир».

 

Истина проявляется как в разумности смысла, так и в разумности путей и средств его достижения. Можно считать относительно разумным такое поведение, которое направлено на максимизацию потребительских благ, поскольку удовлетворение потребностей людей, обеспечение высокого качества жизни, несомненно, являются разумными. Однако если мы обнаружили бессмысленность всех этих благ в виду того, что они не дают возможности для духовного развития человека, то та же самая деятельность, направленная на достижение благ, представляется неразумной и бессмысленной.

 

В поисках смысла жизни: добро

Добро (благо) раскрывается в единстве объективных высших ценностей и субъективных ценностей каждого отдельного человека. Жизнь имеет смысл, когда она направлена на достижение высшего блага и в то же время утверждает интересы каждого отдельного субъекта. Служение абсолютному началу не может считаться осмысленным, если не дает смысла каждому человеку.

С другой стороны, благо в субъективном смысле – будь то счастье, наслаждение и т.п. – то же не дает смысла, так как не имеет смысла в самом себе. Условием подлинной ценности жизни является совмещение субъективного и объективного

начал.

 

Искомое благо не есть идеал, реально не существующий, оно должно быть действительным, дающим удовлетворение всей нашей жизни. Кроме того, в стремлении к благу выражается нечто иное, чем только стремление к возможности использовать.

Действительно, никто не максимизирует полезность ради полезности.

 

Примером блага, обладающего объективной ценностью, является соборность, которая проявляется в чувстве общей вины, ответственности всех за всех, а также как особая коммуникативность, взаимосвязанность различных субъектов в их взаимоотношениях с миром объектов. На практике соборность реализуется через преодоление конфликта между индивидуальностью и коллективом в общем деле, любви и сознании, что наполняет содержанием высшее благо. Важным условием реализации соборности является опыт свободного человеческого существования. В русской философии понятие соборности являлось основой, высшим благом, из которого выводятся многие другие понятия.

 

М.Шелер, давая классификацию характеристик блага, в качестве высшей ценности рассматривает святое. Ему предшествуют благородное, полезное и приятное. Ценности, по Шелеру, не создаются субъективностью человека, а присутствуют изначально и лишь предпочитаются и актуализируются субъективностью человека. Высшие ценности не расходуются как материальные ценности, не изнашиваются как чувственные ценности и не поддаются расчету как полезные ценности. Соборность отвечает всем этим требованиям, не умаляя при этом роли субъективного фактора.

 

В поисках смысла жизни

Между благом и истиной возникает противоречие, связанное со стремлением разума к рационализации и подчинению окружающего мира, с одной стороны, и существующей системой моральных запретов и ограничений, сдерживающих человечество в его движении к самоистреблению – с другой. Необходим поиск компромисса между рациональным и нравственным. На помощь приходит феномен красоты.

 

В поисках смысла жизни: красота

Красота выражается в гармонии, полноте, пропорциональности жизни.

Речь идет о сбалансированном развитии материальных и духовных сторон. Первое, что следует обеспечивать в этом плане, это самосохранение человека. Для этого необходимо удовлетворять потребности людей в пище, одежде, жилище, медицинском и социальном обслуживании.

 

При определении количественных и качественных характеристик данных потребностей желательно избегать как аскетизма, так и чрезмерного потребительства, поскольку и то и другое негативно сказывается на развитии человека, лишая его стимулов и превращая в одномерного человека. Установление оптимума должно осуществляться не через искусственные ограничения, а постепенно, путем формирования здоровых потребностей.

 

Это длительный путь, в ходе которого все потребности будут ранжированы, и по мере развития производительных сил смогут быть реализованы, начиная от самых насущных и заканчивая удовлетворением потребностей, связанных с высоким качеством жизни. На пути к оптимуму не стоит бояться объективных стремлений людей удовлетворить свои безграничные потребности с помощью имеющихся ограниченных ресурсов. Сама жизнь во всем ее духовном и материальном, в том числе природном, многообразии и ограниченности поставит разумные пределы роста для человечества. В противном случае – смерть станет определяющим принципом.

 

Самосохранение одних людей не должно осуществляться за счет уничтожения и принижения других, поэтому должно обеспечиваться приоритетное развитие духовных потребностей, необходимых для самореализации каждой личности. Замечено, что рост материальных потребностей вовсе не означает роста духовных потребностей. Чаще наоборот. Это связано с двойственной природой человека. С.Н.Булгаков писал, что «в человеке непрестанно борются два начала, из которых одно влечет его к активной деятельности духа, к работе духовной во имя идеала (в чем бы она ни состояла), а другое стремится парализовать эту деятельность, заглушить высшие потребности духа, сделать существование плотским, скудным и низменным».

 

В поисках смысла жизни: роль духовных ценностей

Важную роль в развитии духовной стороны играют искусство, мораль, наука, религия, политика, которые призваны сформировать у человека гуманистические принципы, основанные на бережном отношении к природе, уважении к окружающим людям, братстве и любви к близким, благоговении перед высшими ценностями и свободе выбора. Заповедь «не убий» должна стать обязательным принципом, как на индивидуальном, так и на общественном уровне. Идея «не убий» была абсолютизирована Н.Ф. Федоровым, В.И. Вернадским и другими великими мыслителями, которые писали о будущем автотрофном человеке, преодолевающим грех пожирания и убийства и строящим свой организм, как растение, на основе косного вещества среды при помощи солнечной энергии. Последние достижения в неорганической химии и других науках не исключают такой возможности.

 

В поисках смысла жизни: свободное время

Содержание духовных ценностей человека конкретно исторично. Оно зависит от этапа развития общества и его места в мировом социуме, имеющейся социальной структуры, наличия свободного времени как необходимого условия для реализации духовных потребностей.

Свободное время не является целью самой по себе, но представляет собой величайшую ценность, так как позволяет человеку полнее реализовывать себя. Тяжелый многочасовой труд приводит к деградации личности, превращению ее в орудие производства. Даже творческий труд при отсутствии свободного времени приводит к одностороннему развитию и, в конечном счете, к духовному обеднению личности. Наличие свободного времени в Древней Греции явилось важным условием развития философии и других наук и искусств.

 

В поисках смысла жизни: красота

Однако свободное время может быть и социальным злом, если часть людей не имеет возможности или не желает самореализовываться. Полностью исключить негативные последствия неумения использовать свободное время едва ли возможно. В обществе всегда будет существовать население, не имеющее работы или вынужденное заниматься нетворческим трудом. Существует также группа населения с низкой способностью адаптации к социальной среде.

 

В поисках смысла жизни

Выход: необходимо построение оптимизированного хозяйства, под которым понимается эффективное хозяйство, но не столько с точки зрения минимизации издержек при неизменном количестве и качестве производимой продукции, а с позиции гармонизации отношений человека и природы, человека и человека, человека и культуры, природы и культуры. Это проявляется в бережном отношении к природе, осознании человеком себя как части природы и тем самым внесении в нее смысла, в отказе от понимания культуры как насилия над природой, установлении отношений сотрудничества, кооперации и честной и открытой конкуренции между людьми, ориентации на подлинные культурные ценности. Все это и определяет смысл жизни человека.