Сознание в древнеиндийской философии

В состоянии бодрствования познается внешний мир и происходит взаимодействие с ним. Атман наиболее далек от истины о том, что он есть Брахман, так как наименее свободен от грубой материи. Это состояние называется вайшванара – всеобщий, всенародный.

Второе и третье состояние: сон со сновидениями и глубокий сон без сновидений, когда атман получает тонкую психическую энергию тайджаса и энергию чистой мысли – праджна.

 

Четвертое состояние, максимально приближенное к истине, называется турия. Его выразить невозможно. Именно оно есть Брахман, но постичь его можно только посредством йоги.

Данное состояние приближает человека к конечной цели - нирване (угасание). Это не гибель, а выход из круговорота перерождений. Человек уже не переродиться вновь, но войдет в состояние нирваны и исчезнет как пламя лампы, в которую не подливают масло. Состояние нирваны характеризует глубокое внутреннее сосредоточение, отказ от внешнего мира, есть попытка достичь чистого сознания.