Дополнительный

1. Антология мировой философии: В 4-х т.— Т. 1, 2, 3, 4.— М., 1981.

2. Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии (латинская патристика) / Г. Г. Майоров.— М., 1979.

3. Мамардашвили М. Как я понимаю философию / М. Мамардашвили.— М., 1981.

4. Мир философии: Книга для чтения: В 2-х т.— М., 1991.— Т. 1.

5. Рассел Б. История западной философии / Б. Рассел.— М., 1959.

6. Соколов В. В. Европейская философия XV—XVII веков / В. В. Соколов.— М., 1984.

7. Степин В. С. Философия науки и техники / В. С. Степин, В. Г. Горохов, М. А. Розов.— М., 1995.

8. Чанышев А. Н. Курс лекций по древней философии / А. Н. Чанышев.— М., 1981.


 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Методические рекомендации. 3

Тема 1. Предмет философии. Особенности философского мышления. Ошибка! Закладка не определена.

Тема 2. Возникновение философии. Философия в ее истории. 14

Тема 3. Античная философия. 21

Тема 4. Средневековая философия. 48

Тема 5. Философия Нового времени. 53

Тема 6. Немецкая классическая философия. 62

Тема 7. Европейская (постклассическая) философия середины XIX — начала XX в. 71

Тема 8. Русская философия XIX — XX вв. 79

Тема 9. Философская антропология. 87

Тема 10. Философия (методология) науки. 96

Библиографический список. 106

 
 

 

Георгий Александрович
АНТИПОВ

 

Философия

Практикум

 

 

Корректор Л. А. Щербакова

Компьютерная верстка Ю. Н. Емельянов

 

Лицензия ЛР № 040805 от 24.03.97

 

 

Подписано в печать 31.10.2013. Формат бумаги 60х84 /16
Бумага офсетная. Печать Riso. Гарнитура Times New Roman.

Уч.-изд. л. 4,3. Усл. п. л. 6,6. Тираж 800. Заказ №


630102, г. Новосибирск, ул. Нижегородская, 6, СибАГС

 
 


Космический цикл

Не забудем упомянуть и Эмпедокла, поскольку именно согласно учению этого физика все вещи периодически возобновляются, превращаясь в огненную сущность.

Совершенно очевидно, что этого же мнения придерживался и Гераклит Эфесский, который учил о вечном космосе, но также и о другом, подверженном гибели, осознавая однако, что этот последний в смысле его «устроения» не отличается от предыдущего, находящегося в определенном состоянии. То же, что единый, но состоящий из совокупности сущностей космос он считал вечным, явствует из следующего: «Этот космос, один и тот же для всех, не создал никто из богов, никто из людей, но он был, есть и будет вечно живой огонь, мерно возгорающийся и мерно угасающий». А что он также считал его рожденным и подверженным гибели, показывают следующие слова: «Обращение огня: сначала море. А [обращение] моря — наполовину земля, наполовину — [ураган, вихрь, водоворот]».Означает это следующее: огонь, силою всем управляющего Логоса и Бога, превращается через воздух во влажную природу, в семя космического изменения, то есть в то, что он называет морем. Из этого последнего возникает земля и небо, и все, что содержится между ними. Затем космос снова возвращается к своему исходному состоянию и возгорается, как это ясно из следующего высказывания: «Море растрачивается и восполняется до той же самой меры, какая была прежде, чем оно стало землей». То же самое сказано и о других первоначалах.

Климент Александрийский «Строматы» Книга пятая