МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

Цель изучения курса философии — развитие у студентов интереса и потребностей к самостоятельному и творческому мышлению, овладению основами философских знаний, формирование способности и умения оценивать исторические события и факты действительности с позиций целостного представления о Мире и месте человека в нем, признания ценностей гуманизма и духовного плюрализма.

Практикум включает совокупность заданий, относящихся к соответствующим темам курса, проверочные задания, упражнения, логические задачи, схемы и тесты, призванные помочь усвоению изучаемого материала. Помимо этого в ходе работы предполагается использование лекционного курса и хрестоматийного сборника по философии.

В ходе работы над практикумом необходимо в первую очередь учитывать особенности философского знания и философского мышления. В предмете философии рассматриваются не реальность, действительность как таковые, с точки зрения присущих им объективных качеств и свойств. Такова принципиальная позиция науки, включая науки об обществе и человеке. Философия же — это рефлексия, осознание человеком своего отношения к реальности, тех форм и структур, на основании которых осуществляются его познание и деятельность.


Вопросы:

1. Является ли вопрос о том, что такое философия и в чем заключается ее ценность спорным? Если да, то чем вызваны эти споры?

2. Присуще ли философскому мышлению прогрессивное развитие?

3. Что такое теология?

4. Приведите пример одного из существующих определений философии.

5. Каков предмет этики?

6. Какие характеристики отличают философское знание от научного?

7. К какой области философии относится проблема понимания?

8. Какова, согласно Аристотелю, цель практической философии?

9. Что такое скептицизм?

10. Каково различие между сознанием и самосознанием?

11. В чем сущность иррационализма?

12. Как соотносятся между собой философия и мировоззрение?

Задачи и задания:

1. Определите, какие аспекты отношения философии и религии затрагиваются в суждении К. Ясперса: «Религия, чтобы остаться правдивой, нуждается в… философии. Философия, чтобы остаться наполненной, нуждается в субстанции религии».

2. В чем ошибочность утверждения: философия господствует над всеми науками, является наукой наук?

3. А. Энштейн писал: «Взаимное соотношение теории познания и науки весьма достопримечательно. Они зависят друг от друга. Теория познания без контакта с точной наукой становится пустой схемой. Точная наука без теории познания, поскольку она вообще мыслима без нее, примитивна и беспорядочна». В чем конкретно заключается связь между философией и наукой?

4. Проанализируйте суждение, определите основания пред­ставленной в нем позиции: «То, что мы называем миром или реальностью, подразумевая под этим нечто внешнее, объективное, существующее независимо от нашего опыта или знания, на самом деле есть картина мира или, в терминах феноменализма, конструкция из данных опыта. Схему «мир ® опыт ® картина мира» следует заменить схемой «опыт ® картина мира ® мир».

5. «Думать о каком-нибудь цвете и сознавать, что думаешь о нем,— две совершенно разные вещи,— точно так же, как самый цвет отличается от меня, думающего о нем» (Г. В. Лейб­ниц). Какая особенность философского мышления нашла здесь выражение? В чем его основная особенность?

6. Является ли следующее высказывание идеалистическим? Аргументируйте свой ответ.

«Геометрия… изучает точки, прямые, поверхности и фигуры, из них образованные, механика — точечные массы, абсолютно твердые тела и т. д. Все эти точки, прямые, абсолютно твердые тела, точечные массы не являются чем-то реально существующим. Ясно, что перечисленные объекты суть результаты определенных процессов схематизации и идеализации, суть логические конструкции, создаваемые соответствующими научными теориями».

7. Что такое натурфилософия? В чем состоит ее основной недостаток?

8. «Подобно тому как во Франции в XVIII веке,— писал Ф. Энгельс,— в Германии в XIX в. философская революция пред­шествовала политическому перевороту». Как вы понимаете этот тезис?

9. «Вещи, которые я воспринимаю, суть мои собственные представления и никакое представление не может существовать иначе, как в уме» (Дж. Беркли). Покажите, что субъективный идеализм как мировоззренческая позиция не приемлем для науки и практики.

10. Проанализируйте текст рекламного объявления, определите в каком смысле употребляется в нем термин «философия». «Если выразить философию марки одной фразой, то West — это марка, не похожая на другие! Смешаться с толпой или почить на лаврах — это абсолютно не похоже на West! Вся уникальная философия марки West подчиняется девизу: «открой для себя неожиданное!»

11. Выделите правильное высказывание:

а) материализм — это признание того, что весь мир, все тела и предметы состоят из одинаковых частиц (атомов, электронов, протонов и т. п.);

б) материализм — это принцип жизни, заключающийся в при­знании предмета материальных благ для жизни человека;

в) материализм — философское направление, утверждающее первичность природы, бытия и вторичность сознания;

г) материализм — это практически здравый взгляд на вещи, отказ от иллюзорных, далеких от жизни рассуждений и т. д.

Аргументируйте свой ответ.

12. «Разум,— писал Д. Локк,— подобно глазу дает нам возможность видеть и воспринимать все отдельные вещи, не воспринимая сам себя: необходимо искусство и труд, чтобы поставить его на некотором отдалении и сделать его «своим собственным объектом». Имеет ли сказанное какое-либо отношение к философии? Если да, то какое?

 

13. Выделите правильное высказывание:

а) идеализм — это стремление обосновать значение идеалов в жизни, стремление человека к совершенству;

б) идеализм — это признание идей, сознания за первичное, определяющее материальное;

в) идеализм — это утверждение, что идеи, мысли существуют реально;

г) идеализм — это туманные, далекие от жизни рассуждения, попытка забыть о «прозе» жизни и т. д.

Аргументируйте свой выбор.

14. Проанализируйте высказывание, определите его адекватность, к какой области философского знания оно относится: «Онтология не изучает бытие в его конкретных проявлениях, например, в животных, растениях и т. д. Она лишь ищет то общее, что имеют все вещи, поскольку они являются чем-то; все они бытие, а это относится как к материальным, так и к нематериальным существам» (Ж. Маритен).

15. «Метафизика — это попытка, предпринятая на почве всей совокупности научного сознания какой-нибудь эпохи или на почве наиболее выдающихся сторон содержания его, образовать части специального знания». Синонимом чего выступает «метафизика» в данном суждении, верно ли оно отражает связь философии и науки?

16. Соответствует ли предмету философии то, как данный тер­мин использован в рекламном объявлении: «Новый BMW 7 серии. Философия вашей жизни.» Что имеется в виду?

17. Эксперимент нарушает естественное течение наблюдаемого процесса и в то же время без него нельзя обойтись в научном познании. Следует ли отсюда, что мы познаем лишь предмет, измененный вмешательством человека, и никогда не сможем познать его таким, каким он существует без этого вмешательства?

Аргументируйте свой ответ.

18. Древнегреческий философ Платон говорил: «Философы — это люди, способные постичь то, что вечно тождественно самому себе, а другие этого не могут и застревают на месте, блуждая среди множества разнообразных вещей».

К какой философской традиции следует отнести данное представление?

Каковы ее основные особенности?

19. Проанализируйте отрывок из работы Мартина Хайдегера «Основные понятия метафизики». Какие особенности философствования в нем затрагиваются? Соответствует ли сказанное немецким философом вашему представлению о специфике философского мышления?

«Платон говорит как-то в одном из своих больших диалогов, что разница между философствующим и нефилософствующим — как разница между бодрствованием и сном. Нефилософствующий человек, в том числе человек науки, конечно, существует, но он спит, и только философствование есть бодрствующее присутствие, нечто совершенно другое по отношению ко всему другому, несравнимо самостоятельное. Гегель — назовем философа нового времени — характеризует философию как мир навыворот. Он хочет сказать, что по отношению к тому, что нормально для нормального человека. воспринимается как извращение, но по существу есть выпрямление человеческого бытия».

20. Расставьте в соответствующие рубрики с обозначениями философских дисциплин нижеприведенные вопросы, относящиеся к их предметам.

Развивается ли Вселенная по направлению к некоторой цели? В чем заключается прогресс общества? Что есть благо? Как быть счастливым? В чем заключаются истины откровения? Что есть истина? Что такое понимание? Чем эксперимент отличается от наблюдения? Свобода и ответственность. Что такое власть? Какова структура знака? Как соотносятся научная истина и художественная правда? Что есть человек? В чем сущность стоимости?

 

 

Онтология  
Гносеология  
Аксиология  
Герменевтика  
Методология (философия) науки  
Философия политики  
Философия права  
Этика  
Эстетика  
Философия религии и теология  
Философия истории и социальная философия  
Философия хозяйства (философия экономики)  
Философская антропология  
Философия языка  

 

Тесты и упражнения:

1. В повседневной жизни слово «философия» употребляется в самых разных значениях, нередко очень далеких от сущностного определения этого понятия. Ниже приведены некоторые высказывания, взятые из художественной, публицистической литературы. Определите, в каких значениях употреблено слово «философия» в каждом из этих контекстов.

a) «У меня философия такая: жить, никому не мешая».

b) «Брось заниматься самоанализом, все это — философия!»

c) «Наша философия — это философия мира и международного сотрудничества».

d) «Все это — философия, а нам нужны конкретные предложения».

e) «Развели здесь философию, а вопрос-то простой и ясный…».

f) «Граф — человек хороший, но, правда, любит пофилософствовать».

2. Какие из перечисленных вопросов являются философскими?

a) В чем смысл существования человека?

b) Каковы пути разрешения экологического кризиса?

c) Возможны ли небелковые формы жизни?

d) Что есть истина?

e) Как решить продовольственную проблему человечества?

f) В чем сущность гравитации?

g) Возможно ли создание искусственного интеллекта?

h) Расширяется ли Вселенная?

i) Что такое свобода?

j) В какой мере нравственные качества личности обусловлены генетической программой?

3. Какие из приведенных ниже суждений относятся к философским?

a) Всякое явление причинно обусловлено.

b) Вечный двигатель невозможен.

c) Цель оправдывает средства.

d) Количество энергии в замкнутой системе сохраняется.

e) Все элементарные частицы должны иметь структуру.

f) Жизнь есть способ существования белковых тел.

g) Мир познаваем.

h) Бог существует.

i) Сознание есть свойство высокоорганизованной материи.

j) Все материальные объекты имеют энергию.

4. «Философия,— писал Н. А. Бердяев,— всегда ставила и ре­шала те же вопросы, которые ставила и решала теология. Поэтому теологи всегда утесняли философов, нередко преследовали их и даже сжигали!» Приведите два-три примера.

5. «Возможны разнообразные классификации типов философии. Двойственность начал проникает всю философию, и эта двойственность видна в решении основных проблем философии. И нет видимого объективного принуждения в выборе этих разных типов. Выбор между этими двумя типами философских решений свидетельствует о личном характере философии. Два типа философии я бы предложил расположить по следующим проблемам: 1) примат свободы над бытием и примат бытия над свободой, это первое и самое главное; 2) примат экзистенциального субъекта над объективированным миром или примат объективированного мира над экзистенциальным субъектом; 3) дуализм или монизм; 4) волюнтаризм или интеллектуализм; 5) динамизм или статизм; 6) творческий активизм или пассивная созерцательность; 7) персонализм или имперсонализм; 8) антропологизм или космизм; 9) философия духа или натурализм. Эти начала могут быть по-разному комбинированы в разных философских системах» (Н. А. Бердяев).

Попытайтесь соотнести данную типологию стой, которая строится на основе решений основного вопроса философии по Ф. Энгельсу. Учтите, что, согласно Н. А. Бердяеву, волюнтаризм — идеалистическое направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия. Персонализм — учение, исходящее из философского осмысления человека. Имперсонализм — исключение из философствования пер­соналистской традиции. Антропологизм — философская кон­цеп­­ция, представители которой усматривают в понятии «чело­век» основную мировоззренческую категорию и утвер­ждают, что только через нее можно разработать систему представлений о природе, обществе и мышлении. Космизм — учение о единстве и взаимосвязи космоса.

Решая задачу, обратитесь к схемам 1, 2.


Схема 1

 
 

Позиция рефлексии (R)

Схема 2


Суперрефлексивная (SR) позиция

Пользуясь хрестоматией, идентифицируйте текст: определите автора и философскую традицию, к которой относится его творчество:

 

«Самой важной частью доказательства солипсизма явля­ется то, что он приемлем только в более радикальной своей форме. Существуют различные половинчатые, компромиссные взгляды, которые не являются полностью неприемлемыми и которые разделялись многими философами. Из них наименее радикальным является взгляд, что никогда не будет доста­точных оснований для утверждения существования чего-либо не вошедшего в чей-либо опыт; из этого мы — вместе с Бер­кли — можем вывести нереальность материи и сохранить реальность духа. Но этот взгляд, поскольку он допускает опыт других, кроме меня, людей и поскольку этот опыт других людей может быть известен мне только посредством вывода, считает, таким образом, возможным на основании существо­вания одних событий заключать о существовании других; а если это допускается, то нет никаких оснований требовать, чтобы события, о которых делаются выводы, непременно входили в чей-либо опыт. Точно такие же соображения при­менимы и к той форме солипсизма, который верит, что носитель опыта имеет прошедшее и вероятно будущее; эта вера может быть оправдана только признанием принципов вывода, что ведет к необходимости отвергнуть всякую форму соли­псизма.»