Тема 2 Возникновение философии. Философия в ее истории

Вопросы:

1. Каковы основные черты мифологического сознания?

2. Что такое антропоморфизм?

3. Действием каких факторов ускорялся процесс генезиса философской мысли в Древней Греции?

4. Как генезис философии связан с потребностями духовного про­изводства?

5. В чем смысл определения философии в качестве «духовной квинтесенции своего времени»? (К. Маркс)

6. Чем обусловлено обращение философии Нового времени к анализу оснований научного познания?

Задачи и здания:

1. Сформулируйте, действием каких причин обусловлена трансформация мифа в волшебную сказку: «Как показано фольклористикой на материалах разных народов, собственно сказка как бы вырастает из мифа, формируется через трансформацию, переосмысление, отрицание мифологических повествований. Складывание сказки происходит через размывание и постепенное преодоление таких важнейших признаков мифа, как вера коллектива в его сакральное значение, в его «историчность», как социально регулирующая и объясняющая функции, практическая направленность, включенность в ритуально-обря­довые комплекты. В сказке на первый план выступает собственно художественное начало, специфически образное выражение чаяний и стремлений народа. Сказочный герой перестает быть носителем родовых, коллективных представлений и интересов, первопредком, культурным героем и т. д. Наконец, в самой структуре волшебной сказки явственно отличаются от мифов, строятся по своим сюжетно-композиционным моделям».

2.

 
 

Мировоззренчески характеризуя науку, отмечают, что научное знание безлично, не содержит в себе человека: «Оно объективно, то есть независимо ни от человека, ни от человечества, и в этом смысле бесчеловечно. Оно научно постольку, поскольку в нем нет человека, его эмоций, стремлений, потребностей, ценностей». А как с этим обстоит в мифологическом и философском сознании?

3. Можно ли констатировать присутствие мифологического сознания в суждении одного из первых греческих философов — Фалеса: «Магнесийский камень (магнит) имеет душу, так как он движет железом»? Ответ обоснуйте.

4. Поставьте вопрос из предыдущего здания к суждению Гераклита: «Этот космос, один и тот же для всех, не создан никем из богов, никем из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живой огонь, мерно возгорающийся, мерно угасающий».

5. Определите, к какой эпохе эволюции философского знания и кому из философов принадлежит суждение: «Для спасения человеческого было необходимо, чтобы сверх философских дисциплин, которые основываются на человеческом разуме, существовала некоторая наука, основанная на божественном откровении; это было необходимо прежде всего потому, что человек соотнесен с Богом как с некоторой своей целью».

6. Чем объяснить изменения в понимании предмета философии, представленные отрывком? К какой эпохе их можно отнести: «В сущности есть только одна наука — история природы; эта наука слишком обширна для нас, и мы можем постигнуть лишь некоторые ее ветви. Мы либо наблюдаем факты, либо комбинируем абстрактные идеи. Поэтому история природы делится на науку о чувственных истинах, физику, и науку об абстрактных истинах, метафизику».


Тесты и упражнения:

1. К какой области знания может быть отнесен вывод: «Фан­тазии некоторых душевно-больных… удивительным образом совпадают с мифологическими космогониями древних народов, о которых необразованные больные не могли иметь никакого научного представления. Это указывало не только на новый источник самых странных психических продуктов болезни, но и подчеркнуло самым решительным образом значение параллелизма онтогонистического и филогенетического развития в душевной жизни»:

a) мифология;

b) философия;

c) психология;

d) психоанализ;

e) натурфилософия;

f) история.

2. Проанализируйте отрывок из комедии древнегреческого поэта и драматурга Аристофана «Птицы». Что в нем указывает на процессы разрушения мифологического сознания?

«Сначала были Хаос и Ночь, да черный Эреб, да Тартар широкий

И не было ни Земли, ни Воздуха, ни Неба. В беспредельном лоне Эреба

Чернокрылая Ночь перво-наперво рождает яйцо, что ветром надуло.

Из него по истечении времени вылупился полный вожделения Эрос

Со сверкающими крыльями на спине, подобный быстрым, как ветер, вихрям.

Совокупившись с крылатым ночным Хаосом в широком Тартаре,

Он высидел наш род и впервые вывел его на свет.

Прежде чем Эросвсе соединил, не было рода бессмертных;

Когда же одно соединилось с другим, родились Небо, Океан,

Земля и нетленный род всех блаженных богов.»

3. Немецкий философ К. Ясперс (1883—1969) выделял в качестве особой эпохи в истории человечества «осевое время» («ось мировой истории»). «Ось мировой истории,— говорил он,— если она вообще существует, может быть обнаружена только эмпирически, как факт, значимый для всех людей, в том числе и для христиан. Эту ось следует искать там, где возникли предпосылки, позволяющие человеку стать таким, каков он есть… Эту ось мировой истории следует отнести, по-видимому, ко времени около 500 лет до н. э., к тому духовному процессу, который шел между 800 и 900 гг. до н. э. Тогда произошел самый резкий поворот в истории. Появился человек такого типа, какой сохранился и по сей день… Новое, возникшее в эту эпоху в трех упомянутых культурах, сводится к тому, что человек осознает бытие в целом, самого себя и свои границы. Перед ним открывается ужас мира и собственная беспомощность. Стоя над пропастью, он ставит радикальные вопросы, требует освобождения и спасения. Осознавая свои границы, он ставит перед собой высшие цели, познает абсолютность в глубинах самосознания и в ясности трансцедентного мира. Все это происходило посредством рефлексии. Сознание осознавало сознание, мышление делало своим объектом мышление».

Кратко сформулируйте суть понимания К. Ясперсом категории осевого времени. С обретением какого качества связывает К. Ясперс появление «человека такого типа, какой сохранился и по сей день»?

4. Существуют четыре концепции генезиса философии:

a) «Согласно мифогенной концепции, философия возникает из мифологии путем внутреннего (имманентного) развития последней за счет изменений одной лишь формы: личностно-образ­ная форма сменяется на безличностно-понятийную» (А. Н. Ча­нышев);

b) «Согласно гносеогенной концепции, философия возникает как простое обобщение знания» (А. Н. Чанышев);

c) «Существует также электрическая концепция генезиса философии, согласно которой философия возникает не как таковая, а как философский материализм и философский идеализм» (А. Н. Чанышев);

d) Гносеогенно-мифогенная концепция генезиса философии «стремится учесть и роль мифологического мировоззрения и роль знания и связанного с ним мышления» (А. Н. Чанышев).

Какая из концепций представляется вам наиболее приемлемой? Вывод обоснуйте.

При ответах на вопросы и решении задач обращайтесь к схемам 3, 4.


Схема 3

Специфика мифологического сознания эллинов.

Предфилософия в Древней Греции

Основные черты мифологического сознания: анимизм, антропоморфизм, неразличение субъективного и объективного в природе, персонификация природных сил в представлениях о сверхъестественных божественных сущностях
Гомеровская предфилософия Основные разделы гомеровского эпоса: 1. Представление о сверхъестественных началах мировоззрения (парабог Океан и богиня Тефида). 2. Космология: три части мировоззрения (Небо, Земля, Тартар). 3. Олимпийская религия. 4. Антропология: три вида души («псюхе», «тюмос», «ноос»). 5. Образ судьбы
Элементы разрушения мифологического сознания 1. Подчинение богов безличной судьбе. 2. Богоборческие мотивы. 3. Центральное место человека в гомеровском эпосе. 4. Разум как ценность. 5. Критическое, ироническое отношение к богам
Предфилософия Гесиода Основные разделы 1. Историческая концепция (пять поколений людей). 2. Античная этика (соблюдение меры как высшая ценность). 3. Теогония: хаос, 5 ступеней теогонии, Царство Зевса, шестое поколение богов. 4. Космогония
Элементы философии у Гесиода 1. Попытка систематизации, разрушение мира богов. 2. Сведение богов к функции рождения в процессе теогонии. 3. Разорванность теогонистического процесса (Гея, Тартар и Эрос рождаются не от первоначального Хаоса, а наряду с ним). 4. Деантропоморфизация идеи Хаоса, идея Хаоса как зарождение идеи субстанции
Предфилософия орфиков 1. Проблема начал. 2. 12 ступеней космотеогонии. 3. Антропология: учение о метемпсихозе, двойственность человека (сочетание низшего телесного и высшего духовного дионисийского начала)
Элементы философии 1. Нарастание элементов демифологизации. 2. Зарождение монопантеизма — орфический Зевс объемлет все мироздание

 


Схема 4

Зарождение науки и философии в VI в. до н. э.

Столкновение различных типов мифологического и практического опыта, разрыв религиозных традиций в конце VII — начале VI в. до н. э.
   
Кризис религии и крушение религиозных авторитетов, появление сомнения, рефлексии над мифологическими образами
Особенности философского мировоззрения
1. Философия — рациональное, понятийное объяснение мира. 2. Философия — объяснение мира естественными причинами. 3. Философия — рефлексивный способ размышления. 4. Проблема человека и его места в мире — центральная философская проблема
 
Возникновение греческой философии, переход от мифологического отождествления образа и вещи, человека и природы к установлению различия между ними, возникновение нового содержания в результате переосмысления старых мифологических форм Первоначальное единство и нерасчлененность философии и науки (натурфилософский период)

 

Первоначальное единство и нерасчлененность философии и науки (натурфилософский период).
Возникновение греческой философии, переход от мифологического отождествления образа и вещи, человека и природы ук установлению различия между ними, возникновение нового содержания в результате переосмысления старых мифологических форм.
Пользуясь хрестоматией, идентифицируйте текст, определите автора. Мож­но ли квалифицировать его суждение как относящееся к компетенции философского анализа? Почему?

 

«Ось мировой истории, если она вообще существует, может быть обнаружена только эмпирически, как факт, значимый для всех людей, в том числе и христиан. Эту ось следует искать там, где возникли предпосылки, позволившие человеку стать таким, какой он есть; где с поразительной плодотворностью шло такое формирование человеческого бытия, которое, независимо от определенного религиозного содержания, могло стать настолько убедительным — если не своей эмпирической неопровержимостью, то во всяком случае некоей эмпирической основой для Запада, для Азии, для всех людей вообще,— что тем самым для всех народов были бы найдены общие рамки понимания их исторической значимости. Эту ось мировой истории следует отнести, по-видимому, ко времени около 500 лет до н. э., к тому духовному процессу, который шел между 800 и 200 гг. до н. э. Тогда произошел самый резкий поворот в истории. Появился человек такого типа, какой сохранился и по сей день. Это время мы вкратце будем называть осевым временем.»