Тема 3 Античная философия

Вопросы:

1. Почему именно в Элладе генезис философского знания приобрел наиболее отчетливый вид?

2. В чем основное отличие учения милетцев о первоначалах от предфилософских представлений?

3. Правомерно ли назвать представления Гераклита учением о борьбе противоположностей в том же смысле, что и в диалектике Гегеля?

4. Какие реальные закономерности привели пифагорейцев к мысли о соответствии между явлениями природы и числовыми соответствиями?

5. Что принципиально нового внес в способ философских рассуждений Парменид?

6. Можно ли сделать вывод, что Зенон отрицает возможность всякого движения?

7. Чем различаются позиции Анаксагора и элеатов в вопросе о происхождении вещей?

8. В чем отличие учения о бытии атомистов и элеатов?

9. Каковы социальные основы возникновения института софистики?

10. Какую роль играла сократовская ирония в его способе познания истины?

11. Можно ли софистику назвать негативным для культуры в целом явлением?

12. В чем, с вашей точки зрения, основание для утверждения Платона о первичности и объективности мира идей?

13. В чем сильные и слабые стороны утопического государства Платона?

14. Как Аристотель опровергает скептицизм?

15. Почему Аристотель считает демократию неправильной формой государственного устройства?

16. Какие наслаждения Эпикур считает достойными и ведущими к счастью?

17. Как стоики различают добродетельную и недобродетельную жизнь?

18. Почему в обыденной общественной жизни скептики считали правильным поведением политическую лояльность?

19. В чем проявляется пограничный между философией и теологией характер неоплатонизма?

Задачи и задания:

1. Перечислите основные достижения представления Милетской школы в области знаний о природе и математике.

2. Проанализируйте суждение Гераклита: «Следует знать, что борьба всеобща, что справедливость в распре, что все рождается через распрю и по необходимости». Какие черты философского учения, возникшего в Новое время, в нем угадываются?

3. Можно ли согласиться с мыслью Гераклита? Почему? «Людям не стало бы лучше, если бы все их желания сбылись».

4. Древний автор говорит: «Пифагор преобразовал геометрию, придав ей форму свободной науки, рассматривая ее принципы чисто абстрактным образом, исследуя теоремы с нематериальной, интеллектуальной точки зрения. Именно он нашел теорию иррациональных количеств и открыл конструкцию космических фигур». Достаточно ли этого, чтобы посчитать Пифагора и пифагорейцев основоположниками математики в современном ее виде? Все ли представления пифагорейцев о числах соответствуют парадигме современной математики?

5. Известному французскому математику Полю Леви парадокс Зенона об Ахиллесе и черепахе представляется очевидной нелепостью. «Почему воображать себе,— писал он,— что время остановит свой ход вследствие того, что некий философ занимается перечислением членов сходящегося ряда?.. Признаюсь, я никогда не понимал, как люди, в других отношениях вполне разумные, могут оказаться смущенными этим парадоксом, и ответ, который я только что наметил, есть тот самый ответ, который я дал, когда мне было одиннадцать лет, или, точнее, есть тот самый ответ, который я резюмировал тогда такой немногословной формулой: “Этот грек был идиотом”. Я знаю теперь, что нужно выражать свои мысли в более вежливой форме и что, быть может, Зенон излагал свои парадоксы только для того, чтобы проверить разумность своих учеников. Но мое удивление перед умами, смущаемыми понятием сходящегося ряда, осталось тем же». В чем ошибка Поля Леви? Может быть вы вспомните, какие решаемые математические проблемы напоминают апории Зенона?

6. Предтеча школы элеатов Ксенофан говорил, что «если бы быки, лошади и львы имели руки и могли бы ими рисовать и создавать произведения искусства подобно людям, то лошади изображали бы богов похожими на лошадей, быки же — похожими на быков и придавали бы им тела такого рода, каков телесный образ у них самих, каждые по-своему». В чем правота древнего мыслителя? Можно ли считать сказанное им аргументом в пользу атеизма?

7. Согласуются ли с представлениями современной науки слова Демокрита: «Люди изменили идол (образ) случая, чтобы пользоваться им как предлогом, прикрывающим их собственную нерассудительность»? Каким категориям противопоставляет Демокрит случайность?

8. Можно ли считать последовательным материализм Демокрита, принимая во внимание приписываемое ему суждение: «Время есть являющийся в виде дня и ночи продукт воображения»? Ответ обоснуйте.

9. В своей защитительной речи перед судом присяжных (гелиэя) Афин Сократ говорил: «Началось у меня это с детства: возникает какой-то голос, который всякий раз отклоняет меня от того, что я бываю намерен делать, а склонять к чему-нибудь никогда не склоняет. Вот этот-то голос и возбраняет мне заниматься государственными делами. И, по-моему, прекрасно делает, что возбраняет». В философской традиции этот феномен получил название даймония (демона) Сократа. Как можно рационально истолковать, что «скрывается» за демоном Сократа?

10. По Платону, кто последовательно поднимается по ступеням созерцания прекрасного, тот «увидит нечто прекрасное, удивительное по своей природе». «Он увидит, прежде всего, что прекрасное существует вечно, что оно ни возникает, ни уничтожается, ни увеличивается, ни убывает; далее, он не так, что прекрасно здесь, безобразно там; ни что оно то прекрасно, то не прекрасно; ни что оно прекрасно в одном отношении, безобразно в другом; ни что в одном месте оно прекрасно, в другом безобразно; ни что для одних оно прекрасно, для других безобразно». Какие общие характеристики учения Платона об «идеях» нашли отражение в этом отрывке?

11. Предпосылки к исследованию каких социокультурных реальностей создает платоновская «теория идей»?

12. Прочитайте диалог Платона «Федон». Какие аргументы выдвигает Платон в доказательство идеи бессмертия души?

13. Возможно ли реальное воплощение утопии Платона? Обоснуйте свой ответ.

14. Кого в действительности имеет в виду Платон, утверждая, что государством должны управлять «правители-филосо­фы»?

15. Каковы основные аргументы Аристотеля против теории идей Платона? Сформулируйте их.

16. Против кого, какой философской традиции направлена аргументация Аристотеля: «Есть, однако, такие, кто как мы сказали, и сам говорит, что одно и то же может в одно и то же время и быть и не быть, и утверждает, что так считать вполне возможно. Этого мнения придерживаются и многие рассуждающие о при­роде. Мы же приняли, что в одно и то же время быть и не быть нельзя, и на этом основании показали, что то самое достоверное из всех начал»?

17. Определите, о каких видах причин идет речь в следующем отрывке из «Метафизики» Аристотеля. Назовите их. «Причина в одном смысле,— говорит Аристотель,— обозначает входящий в состав вещи материал, из которого вещь возникает,— каковы, например, медь для статуи и серебро для чаши, а также их более общие роды. В другом смысле так называется форма и образец, иначе говоря — понятие сути бытия и более общие роды этого понятия (например, для октавы — отношение двух к одному и вообще число), а также части и входящие в состав такого понятия.»

18. Какие следствия для физики и этики Эпикура имело признание им самопроизвольного отклонения атомов?

19. Стоики учили: «Сообразно с долгом то, что внушается разумом, например, почитать родителей, братьев, отечество, уступать друзьям. Противно долгу то, чего разум не внушает, например относится пренебрежительно к родителям, не заботиться о братьях, не думать о друзьях, презирать отечество и т. д.». В ка­ком смысле понимается стоиками «разум»? Можно ли согласиться с подобной позицией?

20. В чем различие концепций «невозмутимости» и «безразличия» у скептиков и эпикурейцев?

21. Имея в виду категорию Единого — основную в его философии, Плотин писал: «Мы можем иногда приобщаться к нему, хотя неспособны выразить его, подобно тому, как люди в состоянии энтузиазма чувствуют в себе присутствие чего-то высшего, но неспособны дать себе в этом отчет». Сравните это с платоновской теорией эйдосов-идей. Сформулируйте выводы.

При ответах на вопросы и решении задач обращайтесь к схемам 5—24.

Схема 5

Милетская школа



Схема 6

Философия Гераклита


 
 



Схема 7

Пифагор и пифагорейский союз


Схема 8

Разделение пифагорейцев на «математиков» и «акусматиков».
Школа элеатов



Схема 9


Апории Зенона Элейского: «Дихотомия», «Ахиллес и черепаха», «стрела», «Стадион». Обоснование невозможности мыслить движение.
Начало философии в Афинах