Платон и его значение

П. (427-347 гг. до н.э.) - самый известный из учеников Сократа. П. также посвятил свою жизнь исканию истины и достиг в этом совершенства. Главные произведения: «Пир», «Федон», «Федр», «Парменид», «Государство», «Политик». Основные проблемы в философии Платона являются онто-космологическая, познавательно-методологическая, социально-политическая, этическая. Утверждение реальности идеального – важнейшее открытие Платона, определившее пути развития западно-европейской рациональности. Идеи Платона – предмет «чистого», свободного от чувственного восприятия мышления. Мир идей – ирерархически организованная целостность, вершиной и основанием которой является идея Блага. Умопостигаемый мир – истинная причина чувственного мира, в соответствии с ним вечный творец Демиург ( мыслящий и волящий) из любви к благу создает «хору», пространственность. Главным достижение Платона является то, что оньразработал концепцию, в соответствии с которой помино нашего чувственного мира, который мы видим, слышим и т.п. существует мир сверхчувственный – мир идей. Понятия, которыми пользуются, когда говорят: дерево, дом, человек и т.д. – есть лишь отпечатки невидимого мира, не данного нам в ощущениях. То есть существуют не только отдельные дома, но и дом как таковой, «идея дома».

Души, по Платону, до соединения с телом человека созерцают вечные идеи. Они обрекаются на существование на 10000 лет и после смерти тела каждый раз попадают в Аид, ведя там жизнь, зависящую от поведения человека на земле. Душа, по Платону, состоит из разумной, страстной и вожделенной частей. Она подобно колеснице, управляемой возничим – разумом и запряженной двумя крылатыми конями – страстью и вожделением. Государство также должно состоять из трех частей: классов правителей, воинов, ремесленников и земледельцев. Трем частям души и трем классам общества – каждому присуща своя из трех добродетель: мудрость, мужество и умеренность. Гармонию всех трех составляет четвертая добродетель – справедливость. Наибольшее благо в душе человека и в государстве – это единство и гармония, а наибольшее зло – это раздор. Платон представлял главную линию учеников Сократа, и он существенно расширил и обосновал основные положения философии своего учителя. Платон дает такую формулу счастья: гармония знания и наслаждения по правилам меры, истины и красоты.

Точная дата рождения Платона неизвестна. Следуя античным источникам, большинство исследователей полагает, что Платон родился в 428—427 годах до н. э. в Афинах или Эгине в разгар Пелопоннесской войны между Афинами и Спартой. По античной традиции днём его рождения считается 7 таргелиона (21 мая), праздничный день, в который, по мифологическому преданию, на острове Делос родился бог Аполлон. Платон родился в семье, имевшей аристократическое происхождение, род его отца, Аристона (465—-424), восходил, согласно легендам, к последнему царю Аттики Кодру, а предком Периктионы, матери Платона, был афинский реформатор Солон. Также, согласно Диогену Лаэртскому, Платон был зачат непорочно. Перектиона была сестрой Хармида и Крития, двух известных фигур из числа Тридцати тиранов недолговечного олигархического режима, последовавшего за развалом Афин в конце Пелопоннесской войны[1]. Помимо Платона у Аристона и Периктионы было ещё трое детей: два сына — Адимант и Главкон, и дочь Потона, мать Спевсиппа[1]. Согласно тексту Государства, Адамант и Главкон были старше Платона[2]. Однако Ксенофонт в своих Меморабилиях сообщает, что Главкон был младше Платона[3]. Первым учителем Платона был Кратил. Около 408 года до н. э. Платон познакомился с Сократом и стал одним из его учеников. Характерно, что Сократ является неизменным участником практически всех сочинений Платона, написанных в форме диалогов между историческими и иногда вымышленными персонажами. После смерти Сократа в 399 г. до н. э. уехал в Мегару. По преданию, посетил Кирену и Египет в течение 399—389 годов. В 389 году отправился в Южную Италию и Сицилию, где общался с пифагорейцами. «Платон отправлялся впоследствии в Сицилию, чтобы с помощью Дионисия Сиракузского основать там идеальное государство, в котором философы вместо чаши с ядом получали бы бразды правления»[4] В 387 году Платон возвращается в Афины, где основывает собственную школу — Академию. Впоследствии он вновь посещал Сицилию в 366 и 361 годах до н. э. по приглашению своего друга и почитателя Диона[5]. По древним преданиям, Платон умер в день своего рождения в 347 году. Согласно Диогену Лаэртскому, настоящее имя Платона — Аристокл (др.-греч. Αριστοκλής; буквально, «наилучшая слава»). Платон — прозвище (от греческого слова «plato» — широта), означающее «широкий, широкоплечий». По преданию дал ему его Сократ за его высокий рост, широкие плечи и успехи в борьбе. Напротив, существуют исследования, показывающие, что легенда о его имени «Аристокл» возникла в период эллинизм