Тестирование как форма контроля учебного процесса

 

Инновационный характер кредитно-модульной программы предполагает разработку и применение процедур объективнойоценки уровня и качества знаний студентов. Одним из таких методов, предлагаемых новой образовательной программой, является тестирование.

В современной высшей школе наблюдается тенденция по унификации контроля над уровнем учебных достижений студентов. С одной стороны, это представляется позитивным фактором, поскольку ведет к объективности оценивания знаний. С другой стороны, контроль с помощью тестирования ведет к упрощению и снижению требований к общекультурному развитию студентов.

Тесты призваны выявлять конкретный запас знаний по тому или иному предмету и результатом является репродукция определенного количества учебного материала, который студент воспроизводит во время тестирования. Можно с помощью тестирования отследить некоторые навыки, но с трудом удастся обнаружить гибкость и оригинальность мышления.

Есть еще одна проблема, вытекающая из стандартизации контроля, связанная с коммуникативной компетентностью будущих специалистов, поэтому вызывает тревогу увлечение формами тестирования в области гуманитарного знания, в частности, по философским дисциплинам..

Тестовая проверка знаний студентов по философии способна выявить лишь поверхностные успехи. Это утверждение можно обосновать следующими соображениями: тест по своей природе исключает возможность развернутого ответа на вопрос; в философии некоторые вопросы не имеют единственно верного ответа или же на один и тот же вопрос имеются взаимоисключающие ответы.

Эти общие соображения можно оспаривать ссылкой на то, что надо правильно подбирать вопросы, и тогда глубина содержания предмета будет достаточно полно представлена в тесте, Пессимизм относительно эффективности тестов покоится на анализе возможных типов вопросов.

В специальной литературе выделяют три, но чаще четыре типа вопросов: 1. «Ли» - вопросы; 2. «Кто (какой, какие)» - вопросы; 3.»Сколько» вопросы, 4.Почему (как, для чего» – вопросы.

1. «Ли»-вопросы допускают два возможных ответа – «да» или «нет». Например, «Является ли данный силлогизм корректным?», «Является ли данная формула общезначимой?» Этим типом вопроса проверяется большая часть по логике, но такие вопросы не годятся для тестов, так как тест обычно предполагает и более двух возможных ответов на вопрос. Что касается философии, то « ли»-вопросы здесь менее всего подходят для знаний.

2. В качестве ответов на «Кто (какой, какие)» - вопросы предполагается название неизвестного предмета (лица) или класса предметов (лиц): «Кто из философов придерживался такой-то мысли?», «Кто из философов принадлежит к такому-то направлению?» Очевидно, что этот тип вопросов удобен для тестов, так как под этот вопрос можно сформулировать много вариантов ответа, лишь один из которых верен. В философии этот тип вопросов позволяет проверить поверхностный слой знаний студентов. Знать имена философов как авторов тех или иных мыслей, утверждений или произведений; верно называть философские школы или концепции – ещё не есть свидетельство того, что студент понимает мысли, утверждения, произведения, концепции философов, т.е., знать значение слов ещё не значит знать смысл этих слов.

3. «Сколько» - вопросы задаются тогда, когда нас интересуют количественные характеристики объектов вопроса. В философии не касаются количественных параметров общезначимых объектов.

4. «Почему (как, для чего)» - вопросы задаются, чтобы установить причинные отношения между явлениями или смысловые связи между мыслями, выраженными в текстах, или какие-то другие зависимости между предметами исследовательского внимания.

Например, «Почему, по Канту, человек существует как цель сам по себе?» Дать исчерпывающий ответ на этот вопрос одним или несколькими предложениями – недостаточно. Надо хотя бы в общих чертах воспроизвести аргументацию Канта, провести контраргументацию против Канта, если она возможна, определить содержимое понятий, используемых Кантом в этом контексте и др. То есть, ответ на этот вопрос – это интерпретаторский текст, а не набор, пусть и правильных, но не объединённых в единое целое предложений.

Таким образом, не все знания студентов стандартных курсов философии можно проверить рассмотренными типами вопросов.

Преподаватели часто используют кроме вопросов, другие формы проверки знаний. Они выражаются заданиями типа: «Докажите, что…», «сравните…», «соотнесите», «что вы думаете о …».

В условиях повсеместного применения тестов, полезно обратиться к вопросу о целевом назначении учебных курсов. В практических курсах, предназначенных для освоения конкретных умений, навыков, где для проверки знаний требуется произвести вычисление, решить математическую, логическую задачу – тестовая форма контроля вполне приемлема.

Теоретические курсы учат думать, изыскивать проблемы, генерировать идеи, разрабатывать новые исследовательские программы. Контроль и оценивание этих способностей осуществляется в процессе выполнения реферативных работ, дискуссий, обсуждений теоретических вопросов на семинарах и конференциях, собеседования на зачетах и экзаменах. Преимущество этих форм контроля в уникальной возможности строить содержательные и развивающие диалоги, задавать вопросы, которые рождаются только один раз, здесь и сейчас, и никогда не повторяются, инициировать индивидуальный путь освоения предмета.

Рекомендованными тестовыми заданиями являются следующие:

- «Множественный выбор» – задание, в котором студенту предлагается выбрать верные утверждения из списка ответов;

- «На сопоставление» – задание, в котором предлагается группа терминов и необходимо установить соответствие;

- «Короткий ответ» – задание, в котором студент при ответе на вопрос вписывает слово или фразу.