Антропоцентризм — мировоззренческая позиция, в основе которой лежит идея о главенстве

1) человека

2) Бога

3) природы

4) космоса

5) абсолютного духа

8. Как называется уподобление человеку, наделение человеческими свойствами предметов, явлений, Бога, небесных тел, животных, мифических существ?

1) антропоцентризм

2) геоцентризм

3) антропоморфизм

4) антропология

5) антропософия

9. Как называется философское учение о том, что не Бог создал человека по своему образу и подобию, а наоборот, человек создал Бога по своему образу и подобию?

1) антропоцентризм

2) геоцентризм

3) антропоморфизм

4) антропология

5) антропософия

10. Что является, по Н.А. Бердяеву, подлинным смыслом жизни человека?

1) соединение человека с Богом

2) достижение утилитарной «пользы»

3) рост научного знания

4) развитие средств производства

5) освобождение человека от религии как «опиума для народа»

 

5. Природа – Человек – Общество – Культура

5.1. Философия природы

1. Понятие природы. Философия природы. Взаимоотношения человека и природы.

2. Природа и общество. Географическая школа в социологии. Географический детерминизм. Геополитика как наука.

3. Демографические проблемы современности. «Закон народонаселения» Мальтуса. «Римский клуб». Демографический детерминизм.

4. Современные глобальные экологические проблемы и возможные пути их преодоления.

Основные понятия

ноосфера географический детерминизм биоэтика

природа экология экогуманизм

техносфера демография геополитика

социосфера народонаселения

биосфера антропосфера

Рекомендуемая литература: [1, с. 185-218; 2, с. 326-443; 3; 4, с. 249-280; 5, с. 241-248; 6, с. 535-663; 7, с. 475-512; 8, с. 127-133; 9; 17, с. 49-188].

5.2. Социальная философия

1. Понятие общества. Общество и его структура.

2. Личность, общество и государство. Правовое государство и гражданское общество. Демократия, свобода личности и гражданские свободы.

3. Феномен государства. Типология форм государственного устройства.

4. Насильственные и ненасильственные формы политической борьбы. Цели и средства насильственных и ненасильственных форм политической борьбы. Вооружённый конфликт и война. Цели и средства террористической борьбы. Справедливость. Учения о «справедливых» и «несправедливых» войнах. Проблема морали и нравственности насилия и ненасилия.

Основные понятия

обществообщественный прогресс личность

государство техника, индивид

гражданское общество способ производства труд

индивидуальность производственные силы насилие

производительные демократия свобода

отношения

Рекомендуемая литература: [1, с. 417-522, 550-584; 2, с. 293-325; 3; 4, с. 232-283; 5, с. 226-235; 6, с. 465-534; 7, с. 475-512, 637-730; 8, с. 134-156, 190-203; 9].

5.3. Историософия и философия культуры

1. Философское понятие культуры. Массовая и элитарная культура.

2. Ценности культуры и цивилизация. Цивилизация как особый тип мировоззрения.

3. Формационная и цивилизационная концепция развития общества. Взаимодействие и столкновение цивилизаций.

4. Личность и массы. Культ личности. Свобода и историческая необходимость. Народ и правительство.

5. Цель, назначение и смысл истории в различных мифологических, религиозных и философских концепциях. Проблемы футурологии и предвидения будущего. Возможные сценарии будущего исторического развития.

Основные понятия

цивилизация аксиология идеалы

гражданин патриот ценности

творчество мастерство реформа

космополит историософия элитная культура

футурология культура добро

прогресс субкультура красота

революция философия культуры общественно-экономическая

формация

Рекомендуемая литература: [1, с. 455-521, 566-619, 522-549; 2, с. 344-378; 3; 4, с. 144-283, 285-374, 407-585; 5, с. 202-205, 235-241, 285-291; 6, с. 486-514; 7, с. 637-730; 8, с. 178-189, 219-225, 252-262; 9].

5.4. Тесты

1. В каком из высказываний верно отражается философское понимание языка?

1) Язык — это коммуникационный канал информационных систем

2) Язык — это информационный канал материальных систем

3) Язык — это система знаков, символов, образов, служащих средством общения людей

4) Язык — это средство фиксации, накопления и передачи информации

2. Какое из указанных ниже явлений духовного порядка по данным современной философии является наиболее ранним по происхождению?

1) анимизм

2) аниматизм

3) фетишизм

4) мистицизм

3. Для какого подхода характерно определение истории как «борьбы классов»?

1) формационного подхода

2) цивилизациионного подхода

3) идеализма

4) эсхатологии

4. Для какой философской позиции характерна мысль: «Все события в обществе совершаются однозначно, в соответствии со строгой необходимостью, исключая все случайности»?

1) марксистской социологии

2) фатализма

3) волюнтаризма

4) объективного идеализма

5. Для какого философского характерна мысль о том, что общество на основе предустановленной гармонии развивается в направлении совершенства?

1) волюнтаризма

2) телеологизма

3) субъективного идеализма

4) марксистской социологии

6. Что является современными границами между цивилизациями
с точки зрения таких представителей цивилизационного подхода, как А. Тойнби и С. Хантингтон?

1) границы будущих фронтов

2) границы будущих классов

3) границы экономических интересов

4) границы пределов развития

7. С точки зрения концепции Ф. Фукуямы, процессы глобализации во всём мире должны привести человечество в конце концов

1) к Богу

2) концу истории

3) гибели всего человечества

4) апокалипсису

5) концу света