Платон.

Теория идей:Платон является основателем идеализма. Главными поло­жениями его идеалистического учения являются следующие:*материальные вещи изменчивы, непостоянны и со вре­менем прекращают свое существование;*окружающий мир ("мир вещей") также временен и из­менчив и в действительности не существует как само­стоятельная субстанция;*реально существуют лишь чистые идеи (эйдосы); *чистые идеи истинны, вечны и постоянны; *любая существующая вещь является всего лишь матери­альным отображением первоначальной идеи данной вещи. учение о триаде,согласно которому все сущее состоит из трех субстанций: "единого";"ума";"души".

"Единое ":* является основой всякого бытия; *не имеет никаких признаков (ни начала, ни конца, ни частей, ни целостности, ни формы, ни содержания, и т. д.); *есть ничто; *выше всякого бытия, выше всякого мышления, выше всякого ощущения; *первоначало всего - всех идей, всех вещей, всех явлений, всех свойств. «Ум»* происходит от "единого";*разделен с "единым",*противоположен "единому";*является сущностью всех вещей;*есть обобщение всего живого на Земле."Душа":*подвижная субстанция, которая объединяет и связывает "единое - ничто" и "ум - все живое",связывает между собой все вещи и все явления;• также согласно Платону душа может быть мировой и душой отдельного человека; при гилозоическом (одушев­ленном) подходе душу могут иметь также вещи и нежи­вая природа; •душа человека (вещи) есть часть мировой души; *душа бессмертна; .Учение о познании: материальный мир является всего лишь ото­бражением "мира идей", предмет познания - "чистые идеи"; ;•"чистые идеи" можно познать лишь разумом, благодаря выс­шей духовной деятельности; Проблема государстваПлатон выделяет 7 типов государства: идеальное «государство будущего» которого пока не существует монархия- справедливая власть одного человека;тирания — несправедливая власть одного человека;аристократия - справедливая власть меньшинства;олигархия — несправедливая власть меньшинства;демократия — справедливая власть большинства;тимократия - несправедливая власть большинства, власть военных вождей, армии.

стабильными и оптимальными формами государства могут быть только аристократия и монархия. Также Платон выдвигает собственный план государствен­ного устройства(соц. классы),согласно данному плану:• все население государства (полиса) делится на три сословия - философы, воины, работники;

*философы и воины не должны иметь частной собственности; *жители государства вместе проводят свободное время, вместе едят, вместе отдыхают;* не существует брака, все жены и дети общие; *допускается и приветствуется труд рабов.

 

 

ВОПРОС 8. СПЕЦИФИКА СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ

1) Специфика Ср.Ф. А)Это самый продолжительный период истории. Западной Европы - со времени падения Римской империи в 5 веке и до начала эпохи Возрождения (XIV—XV вв.). Б) Два источника формирования Ср.Ф. Первый из них — древнегреческая философия (в платоновской и аристотелевской традициях). Второй источник — Священное Писание. Библия – книга трех религий: иудаизма, христианства, ислама. Языческая религиозность, многобожие, политеизм сменяется религией единобожия. В) Ср.Ф. теоцентрична. Она опирается на два принципа а) идею творения, лежащую в основе онтологии (Бог сотворил окружающий мир из ничего) б) идею Откровения, лежащую в основе гносеологии.(мир можно познать,только познав Бога) Г) Христианская церковь перестала быть угнетаемой. Она вступила в союз со светской властью и повела борьбу за расширение своеговлияния. Влияние церкви распространилось на все сферы общества. Она значительно влияла и на философию. 2) Основные принципы - теоцентризм, креационизм, про­виденциализм.А) Теоцентризм— понимание мира, в котором источником и причиной всего сущего выступает Бог. теологияна службе у теологии философия; еще ниже — естественные науки. Теодицея - учение, согласно которому существование в мире зла не отменяет религиозных представлений о Боге как абсолютном добре. Б) Креационизм — принцип, в соответствии с которым Бог из ничего сотворил живую и нежи­вую природу, пребывающую в постоян­ном изменении. В) Провиденциализм — система взглядов, в соответствии с которой всеми мировыми событиями, в том числе историей и поведением отдельных людей, управляет божественное провидение –Концепция фатализма Свобода, выбор человека - иллюзия.Принцип откровения – Бог открываеися миру и человеку, личности, обществу, делает это через атрибуты (космологические – единство, закономерность, истина, бессмертие души, всемогущество)