Вера как абсурд Faith

сила и глубина веры определяется ее несоизмеримостью с разумом, величиной ее парадоксальности и абсурда.

7. Вера аксиологическая, ценностная – верим в то, в чем заинтересованы, не поддается критике, не доказывается, не опровергается логически.

Исповедь: осознание греха в структуре личности. Покаяние: греховное вытес-ие божеств-ым.

Ч/з чувство страха, стыда.

Молитва: - 1) основа самоактулизации личности; 2) М. – тайна, как сам Бог.3)молитва как сост-е души;

4) М. - выход за границы данного; 5) Языческий уровень молитвы – в виде мольбы, просьбы.

6) Проявление принципа «Пусть будет так»; 7) М. - психотерапия, снимает напряжение.

 

 

ВОПРОС 10.ФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Общая характеристика.Возрождением ох­ватывает несколько столетий, когда средневековье в его экономических, социальных, духовных формах исчерпало себя, а новый буржуазный строй еще не утвердился. Теоцентризм соответствует сельскому хозяйству. Антропоцентризм – развитию промышленности. Это эпоха становления буржуазного товарно-денежного хозяйства. Характерно обращение к ценностям античной культуры, освобождение от средневековой схоластики.

1) Антропоцентризм. а) новая культура устремлена к человеку. В ее основе заложены принципы антропоцентризма, представления о свободном, сильном человеке, который утверждает свою индивидуальность и независимость. б) Что нередко порождало абсолютизацию индивиду­ализма и моральный нигилизм. Человек становится более самостоятельным. Гордость трансформируется в самоутверждение. Все заслуги приписываются не Богу, а себе. в) Антропоцентризм проистекает из теоцентризма, т.к. центральной проблемой христианства является проблема развития человека. г) Формируется концепция прометеизма – человек соучаствует в сотворении Богом мира, созидая предметы культуры: книги, здания, картины. Соучаствует в свободе и творчестве, в добре и любви. д) Идеалом является разносторонность знаний и умений.

2) Формируется гуманизм а)существует не только как мировоззрение, но и как социально-полити­ческая практика в сфере политики и морали.

б) «Гуманизм» означает человечность, образованность. Человек – как высшая ценность.

Философия Высокого Возрождения

1) Характеристика. К середине XV века философия итальянского Возрождения достигает расцвета.

2) Органицизм Рассматривая природу по аналогии с человеческой жизнью, они представляли ее единым огромным организмом.

3) Стремление к пониманию природы и усилению власти над ней привело к возникновению натурфилософских идей. В естественных науках центральное место занимала математика.

Лоренцо Валла (1406—1457), философ, историк и филолог. Цен­тральное место в его философии занимает учение о человеке.

А) Валла выступает с позиций эпикуреизма(принцип наслаждения в основе жизни, чувства помогают выжить в этом мире, избегает негатива, приходит к позитиву, удовлетворение чувств приносит смысл жизни, гимн вину, человек-эгоист) противопоставляя учение аскетизму и суровой этике стоиков. Валла пытается обосновать полноценность жизни человека, которая невозможна без телесного благополучия, проявления человеческих чувств. В основе его этики находится принцип наслаждения - удовольствиям души и тела.

Б) добродетель есть полезность.

Марселио Фичино (1433—1499)

А) Проблема соотношения религии и философии. Философия не является служанкой богословия, а находится в положении его равноправной сестры.

Б)«Универсальная религия». Если Бог есть разум, который по природе везде одинаков, то он находится во всех религиях. Все специфи­ческое в религиях необходимо отбросить, создав всеобщую “универсальную” религию. Универсальность определяется: 1. идея Богаврожденная, всеобщая для всех. 2. Всё– в т.ч. и религии - от единого Бога.

В) Пантеизм. Бог существует в соотношении с миром. Бог – в основе мира и в основе всех изменений. Он сливается с природой.

Мир – развертывания божеств.сущности.

Г) Человек есть Бог.

А) Мировая душа и душа человека тождественны. Поэтому, человек занимает исключительное положение во Вселенной.

Б) Человек есть соединяющее звено между Богом и миром. Он может выходить в небесные сферы, не отвергая низшего телесного мира.

В) Утверждение безграничных деятельностных возможностей челове­ка, повелевающего миром, приводит Фичино к мысли, что человек есть Бог, обладающий полной свободой воли, ему подвластен весь мир.

Николай Кузанский был священнослужителем, богословом. Дал новую трактовку бытия и познания,согласно которой:• не существует разницы между Богом и Его творением• "единое" (Бог) и "бесконечное" (Его творение) относятся между собой как минимум и максимум (противополож­ности), а поскольку Бог и Его творение совпадают, то совпадают минимум и максимум; исходя из этого, Николаем Кузанским был выведен закон совпадения противоположностей:поскольку противопо­ложности совпадают, то совпадают форма и материя;• едины идея и материя;

*реально существует актуальная бесконечность; • Вселенная бесконечна, не имеет начала, не имеет конца, не имеет центра, Земля не является центром Вселенной; • бесконечность Вселенной, окружающего мира приводит к бесконечности познания;• невозможно достичь абсолютного знания, уве­личение знаний приведет только к учености, но не ис­тинному знанию.

Джордано Бруноразвил и углубил философские идеи Коперника:

*Солнце является центром только по отношению к Земле, но не центром Вселенной; *вселенная не имеет центра и бесконечна; *вселенная состоит из галактик; *звёзды — небесные тела, подобные Солнцу и имеющие свои планетные системы; *число миров во Вселенной бесконечно; *все небесные тела — планеты, звезды обладают свойством движения; * не существует Бога, отдельного от Вселенной, Вселенная и Бог - одно целое.

 

ВОПРОС 11.ФИЛОСОФИЯ Новое время.

Специфика.Развивается пр-во.Соц.мир становится более рац-ым.Ф.опирается на науку.Формируется сциентизм.Обожествление науки.Рационализм и эмпиризм-Бэкон.Концепции эмпиризма:1) Опыт-критерии истины. Понятие опыта:-повседневное,-тождественен эксперименту,-сфера чувств,ощущений.2)ф.-наука о реальном мире,основывается на опыте,опровергается созерцательность. Ф.увеличивает власть чел.над природой.Знание усиливает могущество чел.3)Истина. Благородные(изучают дух.сущность) и неблаг.науки(телесную сущность).

ИНДУКЦИЯ-метод познания, получивший распространение в ХУИв. и лежащий в основе эмпирической философии, «пропитывающей­ся» в это время механицизмом, а также индуктивного обобщения, т.е. восхождения от единичных факторов к теоретическим вы­водам. Индукцию Бэкон понимает как «путь пчелы», перерабатываю­щей нектар растений в мед: подъем от ощущений к наиболее общим ак­сиомам. Причем Бэкон подчеркивает необходимость синтеза чувственного опыта и рационального мышления, роль которого заключается именно в переработке чувственных данных. Это, по мнению Бэкона, и отличает под­линную И. от «узкого эмпиризма», не умеющего обобщать факты. С дру­гой стороны, И. противоположна и дедукции.

Декарт: Осн. черта ф. мировоззрения - дуализм. Д. допускает 2 независимых друг от др. первоначала: мыслящую субстанцию и материальную "протяженную субстанцию". В границах его физики материя представляет собой единств. субстанцию, единственное основание бытия и познания. В то же время в психологии, теории познания, в учении о бытии Д. - идеалист. Проблема метода. Д. ищет безусловно достоверный исходный тезис для всего знания и метод, посредством которого можно, опираясь на этот тезис, построить столь же достоверное здание науки. За исх пункт он принимает сомнение в общепринятом знании ( так как такого тезиса он не нах в схоластике). Это сомнение есть только предварит. прием. Можно сомневаться во всем, однако само сомнение во всяком случае существует. Сомнение есть один из актов мышления. Я сомневаюсь, поскольку я мыслю. Возм истины обусловлена сущ. врожденных идей или истин (предрасположения ума к известным аксиомам и положениям) к кот. он относит прежде всего мат. аксиомы.В познании главную роль играет разум - рационализм. Д. полагал, что источником достоверности знания может быть только сам разум.В проц. познания исключ. место отвел дедукции. Исходные положения - аксиомы. В лог цепи дедукции, след. за аксиомами, каждое след звено достоверно. Однако для ясного и отчетливого представления всей цепи нужна сила памяти. Поэтому непоср. очевидные исходные положения, или интуиции, имеют преимущество сравнительно с рассужд. Дедукции(научный метод).ДЕДУКЦИЯ- метод познания, противоположный индукции, ис­пользовавшийся рационалистами Нового времени (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц и др.). Дедуктивное познание означает движение от общих ак­сиом, содержащихся в разуме и независимых от чувственного опыта, к ис­тине. Общие аксиомы не нуждаются в ином доказательстве, кроме логиче­ского, либо они не нуждаются ни в каком доказательстве вообще, ибо оче­видны.ВРОЖДЕННЫЕ ИДЕИ- гносеологическая концепция идеалистиче­ского рационализма, признающая наличие знания, которое имеет доопытное происхождение и характеризует универсальные принципы бытия и по­знания. В философии Р. Декарта В.И. - такие понятия и суж­дения, которые не требуют доказательства и являются доопытными исти­нами, дающими нам знание. Декарт как рационалист считал, что всеобщее и необходимое знание невозможно вывести из чувственного опыта, так как оно принадлежит исключительно сознанию (точка зрения, противопо­ложная материализму). В число В.И. Декарт включил ряд понятий: бытие, бог, число, телесность и структурность тел, свободная воля и др., а также ряд суждений-аксиом: «у ничто не бывает свойств», «из ничего не бывает ничего», «нельзя одновременно быть и не быть», «у всякой вещи есть при­чина», «целое больше своей части», «причина целого может быть причи­ной части», «сомнение есть акт мышления», «всякое протяжение делимо» и др.МЕХАНИЦИЗМ - способ объяснения движения и взаимодействия изучаемых объектов исходя из механических закономерностей. Одна из них связана с рассмотрением движения как внешнего по отношению к неизменяющейся, вечно самотождественной субстанции, являющейся носителем движения. В результате логически равноправными могли выступать утверждения о том, что изучаемые, познаваемые объекты могут находиться, а могут и не находиться в движении.

ИНТУИЦИЯ РАЦИОНАЛЬНАЯ (интеллектуальная)- один из основных способов по­знания в рационализме, заключающийся в мгновенном «схватывании» ис­тины разумом и не нуждающийся в чувственном опыте. Разум уже содер­жит внутри себя все необходимые основания для познания (аксиомы, кате­гории, идеи, законы логики и т.п.). И.Р. помогает разуму выбрать нужные исходные данные, правильный (логический) путь, осознать момент дости­жения истины. Если же истина интуитивно открывается мгновенно, то за­дача разума заключается в последующей ее логической обработке и оформлении. Специфика И.Р. состоит в том, что это внелогический про­цесс, протекающий в подсознании и сочетающийся с логикой. И.Р. отли­чается от интуиции чувственной.

Философия британского эмпиризма:Джон Локк-17век,один из основателей концепции толерантности,терпимости, признание ценности любой личности,концепции. Теория познания ДЖ.Локка: отрицание врождённых идей: 1)с ними должны быть знакомы все люди.2)все идеи благоприобретённые,но у разных народов разная нравственность.3)разный потенциал к обр-ю.4)идея Бога не явл.врождённой,но существуют разные вероисповедания. То что человек усвоил с детства кажется врождённым. Концепции сенсуализма:1) Сознание-чистая доска, которая заполняется иероглифами Все наши знания из ощущений.2)Все знания из сенсорного. 2 вида опыта: Опыт внешний-опыт ощущений, а внутренний-рефлексия,знание о себе. Джордж Бёркли:существовать значит быть восприятием:1)всё знаниео мире из опыта2)первичные качества-объективные качества,тождественны вторичным. Давид Юм. (1711 - 1776) Опыт однако понимается идеалистически. Действительность - поток впечатлений. Причины, поражд. эти впечатления - непознаваемы. Мы не можем даже знать сущ. ли вешний мир. Сущ впечатления наших чувств (ощущ) и впечатл. внутренних деятельностей души (рефлексии) От этих 2 видов первон. ощущ зависят идеи памяти и воображ. Ни одна идея не может быть образована без предшеств. ей впечатления. Отношение между причиной и действием не может быть выведено ни интуитивно ни путем док-ва. Возможно причинная связь и сущ. Возможно, что из 2 событий, след. одно за др. , предыд событие действительно причина, а послед. - следствие. Но так это или не так - установить невозможно. Прич. связь если и сущ - непознаваема. Однако люди склонны делать заключения от наблюд. в прошлом действий к подобным же действиям этих объектов в буд. (за весной следует лето) Они действуют исходя из уверенности, что та же посл будет и будущем.Почему люди действ подобным образом? это р-т привычки. Однако действие привычки никогда не может превратить наше ожидание известного порядка в достоверность истинного знания. - скептицизм.Поток наших впечтлений все же не хаотичен. Впечатления не равноценны и этого вполне достаточно для ориентации в мире.В онтологии(уч о бытии) Юм отрицает сущ категории субстанции и сводит идею субст. к идее совокупности отдельных качеств.В ф. религии он ограничивается единственным допущением, будто причины порядка во Вселенной имеютопределенную аналогию с чел разумом. Отвергаетвсякое богословие. Религия не может быть основой морали.Агностецизм-учение,отрицающее возможность познания истины, сущности и закономерностей объективного мира.

 

 

ВОПРОС 12Философия просвещения.

Фр. материалисты 18 в. - Ламетри, Гельвеций, Дидро, Гольбах - несут свои идеи в широкие круги гор. общества. Большое влияние на становление мат. во фр. оказало разв. фил в Англии в 17в.(Толанд, Тиндаль, Шефтсбери). Также огромное влияние оказ. ф. Локка, особенно о опытном происхождении знания. Др. важным источником материал. идей были для них механистический матер. физики Декарта, учение Спинозы о природе, субстанции... Открытия Ньютона, Эйлера, Лапласа, Лаувазье, Бюффона и др. естествоиспытателей образуют естественнонаучную основу фил. обобщений фр.материалистов 18в.Природа.