Вопрос 20. Философия психоанализа: З. Фрейд, Э. Фромм, К. Юнг, А. Адлер.

 

Психоанализ возник в рамках психиатрии как своеобразный подход к лечению неврозов методом катарсиса или самоочищения. Постепенно из медицинской методики он вырос до уровня философского течения.

Для Фрейда, всякий психический акт существует сначала в бессознательном и только затем может оказаться в сфере сознания. Бессознательное предстаёт в качестве двух самостоятельных психических процессов. Согласно Фрейду, имеется двоякое бессознательное: скрытое, но способное стать сознательным, и вытесненное, которое само по себе не может стать сознательным. Второй вид бессознательного он называет «вытесненное бессознательное». Отсюда — идея Фрейда о топике человеческой психики, состоящей из «бессознательного, предсознательного и сознания». Психика понимается как состоящая из трех слоев, или инстанций, — Оно, Я, Сверх-Я. Бессознательное Оно представлено у Фрейда в качестве того унаследованного человеческой организацией глубинного слоя, в недрах которого копошатся скрытые психические образования, напоминающие собой старых демонов и выражающие безотчетные влечения человека. Я- посредник между Оно и внешним миром, инстанция, предназначенная для содействия во влиянии этого мира на бессознательную деятельность индивида. Сверх-Я - инстанция, олицетворяющая собой как императивы долженствования, так и запреты морально- нравственного, социокультурного и семейно-исторического происхождения. Эдипов комплекс – одно из основных понятий классического психоанализа Это понятие было введено Фрейдом для обозначения амбивалентного (двойственного) отношения ребенка к своим родителям. Под Эиповым комплексом понимается проявление ребёнком бессознательных влечений, сопровождающихся выражением чувств любви и ненависти к родителям.

По убеждению Фромма, классический психоанализ способствовал обогащению знаний о человеке, но он не увеличил знаний о том, как человек должен жить и что он должен делать. Фрейд пытался представить психоанализ в качестве естественной науки, но совершил ошибку, уделив недостаточно внимания проблемам этики. Между тем нельзя понять человека, если рассматривать его под углом зрения вытеснения сексуальных влечений, а не во всей целостности, включая потребность найти ответ на вопрос о смысле его существования и отыскать нормы, в соответствии с которыми ему надлежит жить. Для Фромма «неврозы — это симптомы морального поражения человека» [16] в его жизнедеятельности, в том числе и в борьбе за свободу. Невроз можно понять как неудачную попытку разрешения конфликта между непреодолимой внутренней зависимостью и стремлением к свободе, конфликта, который имеет моральную подоплеку. Основная моральная проблема современности, как она представлялась Фромму, — это безразличие человека к самому себе. Задача гуманистического психоанализа заключается в раскрытии человеком правды о самом себе, в выявлении тех психологических ориентации в мире, благодаря которым формируется его социальный характер (промежуточное звено между социально-экономической структурой и господствующими в обществе идеями, идеалами), в осмыслении нравственных проблем, способствующих пониманию того, что человек является единственным существом, наделенным совестью, и что любовь есть творческая деятельность, а не слепая страсть, ведущая к безумным поступкам.

Сознание и бессознательное, по Юнгу имеют не противоположный друг другу, а компенсаторный характер. Юнг исходил из того, что наряду с индивидуальным (личностным) бессознательным, являющимся главным объектом исследования классического психоанализа, имеется коллективное бессознательное, представляющее собой характерный для всех рас и народностей общечеловеческий опыт. Коллективное бессознательное содержит в себе скрытые следы памяти прошлого человечества и является духовным наследием, возрожденным в индивидуальной структуре мозга. Если индивидуальное бессознательное состоит по большей части из комплексов (первичных форм инстинктов, психических фрагментов, выделившихся в самостоятельно функционирующие образы и идеи), то коллективное бессознательное в основном представлено архетипами (бессознательными праформами, принадлежащими унаследованной психической структуре, формальными образцами поведения, символическими бессодержательными схемами).

Адлер считал, что сознание и бессознательное не являются антагонистическими частями индивида, личность характеризуется не внутренней противоречивостью, а единством, которое отражается в жизненном стиле, формирующемся в процессе преодоления пережитых в детстве трудностей и основывающемся на стремлении к цели. В понимании Адлера, «быть человеком — значит обладать чувством неполноценности, которое компенсируется стремлением индивида к власти, превосходству, совершенству». С точки зрения Адлера, невроз — это ошибочная, с позиции культуры попытка человека избавиться от чувства неполноценности, и обрести чувство превосходства. Невроз не ведет к социальной активности, не способствует решению жизненных проблем.

 

ВОПРОС 21. Сущность бытия и его структура.

Бытие (от «быть» - существовать, наличествовать). Это понятие многими мыслителями прошлого и настоящего положено в основание ф. Имеет несколько значений. Во-первых, оно употребляется как синононим существующего, т.е. мира, природы, вселенной. В этом смысле «бьтие» предельно общая абстракция, объединяющая по признаку суще­ствования все бесконечное многообразие вещей, предметов, процессов, их связей, отношений, законов и т.д.

На основе сходства способов существования различных предметов, вещей, явлений можно выделить следующие различающиеся, но в то же время взаимосвязанные формы бытия:

1. Бытие вещей, объектов, процессов: а) природных; б) произведенных человеком (так называемая «вторая природа»).

2. Бытие человека: а) бытие человека в мире вещей; б) бытие специ­фически человеческое.

3. Бытие духовного (идеального): а) индивидуализированное духов­ное; б)объективированное (надиндивидуальное) духовное.

4. Бытие социального: а) индивидуальное (бытие отдельного человека в обществе и процессе истории); б) бытие общества.

Во-вторых, термин «Бытия» в материалистической философии употребля­ется как тождественный термину «материя».

Один из центральных разделов философии, изучающих проблему бытия,называется онтологией,а сама проблема бытия — одна из главных в философии. Становление фило­софии начиналось именно с изучения проблемы бытия. Древнеиндийская, древнекитайская, античная философия в первую очередь заинтересовалась онтологией, пыталась понять сущность бытия, а уж потом философия расширила свой предмет и включила в себя гносеологию (учение о познании), логику, иные философские проблемы.

Проблемы бытия: 1)Соотношения б. слов,идей и сущ-их самих вещей

2)Что сущ-ет,а что только кажется?

3)Бытие вещей понимается из них самих или из абсолютной идеи, образа Бога

4)Сущ-ет ли абсолютное бытие? Каково отношение Бога?

5)Каковы основы совершенствования человеческого бытия?

6)Жизнь или смерть?Могли ли мы не родиться?

7)Смысл жизни?

Каково же содержание философской категории "бытие"?Для ее раскрытия можно выделить ряд положений;

• окружающий мир, предметы, явления реально существуют; он (окружающий мир) есть;

• окружающий мир развивается, имеет внутреннюю при­чину, источник движения в самом себе;

• материя и дух - единые, но в то же время противополож­ные сущности, реально существуют; и материя, и дух есть. Данные положения (признаки) обобщаются понятием субстанции— самостоятельной сущности, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самой себя.

СУБСТАНЦИЯ(от лат. substantia - сущность; нечто, лежащее в ос­нове) - нечто относительно устойчивое, то, что существует само по себе, не зависит ни от чего другого и является причиной всех явлений и их из­менений. В материалистической философии С. - материя в единстве всех форм ее движения. Выделяются одна (монизм), две (дуализм) или множе­ство С. (плюрализм). Для современного естествознания С. только фор­мальное понятие, имеющее смысл «носитель явления». МОНИЗМ(от греч. monos - единый) - мировоззренческая позиция когда за основу мира признается какое-то одно, единое начало (например материя или дух). Отсюда: М. может быть как материалистическим, так и идеалистическим. М. материалистический - это учение о том, что все су­ществующие в мире предметы, вещи, явления, процессы, системы пред­ставляют собой различные виды и проявления движущейся материи, что, кроме материи в ее бесконечном разнообразии, в мире ничего нет. Мате­рия является единственной объективной реальности, и никакой другой объективной реальности не существовало и не существует. М. идеалисти­ческий - учение, принимающее за основу мира единое духовное начало: дух, разум, сознание, идею. Все многообразие мира рассматривается как порождение или проявление (инобытие) этого духовного начала (мир идей Платона, мировой дух, мировой разум Гегеля и др.).СУБСТРАТ (от лат. substratum — подстилка, основа) - общая основа, носитель, «строительный материал» всех процессов и явлений. В диалектико-материалистической философии С. всех существующих форм изме­нений и процессов в мире - движущаяся материя. В метафизических сис­темах допускалось существование неделимого и элементарного С. как са­мого нижнего фундаментального слоя реальности. В материалистических учениях таким С. признавались неделимые атомы, в идеалистических - аб­солютная идея, дух, нематериальная энергия и др.

Таким образом, бытие— это реально существующая, ста­бильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее.

Основными формами бытияявляются: *материальное бытиесуществование материальных (обла­дающих протяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, яатений природы, окружающего мира; *идеальное бытие -существование идеального как само­стоятельной реальности в виде индивидуализированного Духовного бытия и объективизированного (внеиндивидуального) духовного бытия; *человеческое бытиесуществование человека как единства материального и духовного (идеального), бытие человека самого по себе и его бытие в материальном мире; *социальное бытие, которое включает бытие человека в оществе и бытие (жизнь, существование, развитие) са­мого общества.