ВОПРОС 26.Сущность познания и его структура.

ПОЗНАНИЕ- высшая форма отражения объективной действитель­ности, процесс получения знания (истинного) при взаимодействии челове­ка с окружающим миром. Первоначально П. представляло собой одну из сторон практической деятельности, постепенно, в ходе исторического раз­вития оно выделилось в особую деятельность. П. начинается с ощущений - субъективного образа объективного мира, но ими не заканчивается, как считали субъективные идеалисты. П. - это «бесконечно сложный» проти­воречивый процесс взаимосвязи теории и практики, чувств и мышления, истины и заблуждения. Выделяют два уровня П.: чувственное П., осуще­ствляемое с помощью органов чувств; рациональное П., реализуемое с помощью мышления. В рациональном научном П. выделяют эмпириче­ский и теоретический уровни.

СКЕПТИЦИЗМ (от греч. skeptics - озираться, осматриваться) - уче­ние, подвергающее сомнению возможность истинного познания действи­тельности. Как философская концепция возник в IV в. до н.э., в период кризиса античного общества. И в дальнейшем С. возрождается в периоды общественных кризисов. Скептики в качестве доказательства своей пози­ции ссылались на относительность человеческих ощущений: «что одному во вред, другому польза»; «что справедливо для одних, неверно для других» и т.д. Поскольку все относительно, то, чтобы не впасть в ошибку, необходимо воздерживаться от каких-либо суждений. Однако они не могли последовательно провести это положение в жизнь, ведь «ничего не утверждать» - уже есть утверждение. С. в своих крайних формах разрушителен так как ведет к отказу от достижения истины, порождает бездеятельность. С. как необходимый элемент философского мышления сыграл позитивную роль в борьбе с догматизмом, религиозным фанатизмом в истории философии.

АГНОСТИЦИЗМ(от греч. а - «не» (отрицание), gnosis — знание) -учение, отрицающее возможность истинного познания действительности А. не идет дальше ощущений, не признает, что они есть субъективное от­ражение объективного мира. Существует две основных формы А,- юмовского и кантовского толка. Д. Юм утверждал, что единственное, с чем имеет дело исследователь, - это только его ощущения, и если за ними и существует внешний мир, то мы ничего о нем сказать не можем. И. Кант в отличие от Юма признавал существование внешнего объективного мира, но считал, что человек не может получить истинного знания о его сущно­сти, мир остается «вещью в себе», потому что мы способны познать только мир явлений, а не мир сущностей. Между явлением и сущностью предмета нет никакой связи.

КОНВЕНЦИОНАЛИЗМ(лат. conventio - соглашение) - направление в философии науки, согласно которому в основе научных теорий лежат произвольные соглашения (конвенции), и их выбор регулируется соображениями удобства, простоты, полезности и так далее - критериями, не связанными с понятиями самой теории.

ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ ОПТИМИЗМ- философская позиция, учение, утверждающее принципиальную познавательность мира. Этой по­зиции придерживается большинство философов, как материалистов, так и идеалистов. В основе Г.О. диалектического материализма лежат следую­щие принципы: *объективности существования материального мира; *отражения материальной действительности в человеческом сознании,

*принцип практики, утверждающий, что практика является источником и основой познания, его целью, а также служит критерием истинности зна­ния. Г.О. объективного идеализма основан на принципе тождества объективной действительности, являющейся по своей сущности идеальной, и человеческого сознания. Поэтому у Платона познание есть воспоминание души человека о мире идей.

СУБЪЕКТ— это носитель осознанного, целенаправленного действия (познавательного, преобразовательного, оценивающего и др.). С. – явление многоуровневое. В качестве С. могут выступать: 1) общество; 2) социальная группа, 3)индивид.Объект(предмет)-вообще то, что дано в познании, или на что обращена наша познавательная деятельность. Противоположное ему субъект - мыслящее, чувствующее, желающее "я"; впрочем, это противоположение между О. и субъектом является чисто относительным, так как при обращении на себя познавательной деятельности при самосознании, субъект становится О. В обычном словоупотреблении объективным наз. то, что имеет свое основание в природе вещей, независимо от познающего субъекта.

ИНТУИЦИЯ(от лат. intuition - пристально смотреть) - способность процесс непосредственного постижения истины через целостное схватывание проблемной ситуации без логического выведения и доказательства. Существуют разные виды интуиции: а) чувственная И. выражается в ощущениях, образах, предшествует понятию (например, композитор слышит мелодию, у конструктора внезап­но возникает образ здания и т.д.);

б) интеллектуальнаяИ. есть форма непосредственного схватывания сущности вещей (таблица химических элементов была увидена Д. Менде­леевым вся полностью во сне); в) эмоциональная И. проявляется в эмоционально-априорных актах аксиологического предпочтения, т.е. мы сразу узнаем ценность какого-либо предмета или явления (предмет, человек нам нравится или мы начи­наем беспричинно их опасаться);

г) мистическая И. есть акт озарения, божественного откровения (явле­ние Девы Марии Жанне д'Арк).

ПРАКТИКА- это общественная материальная преобразовательная деятельность людей. Субъектом П. является не отдельный человек, а опре­деленная социальная группа или общность (класс, нация, общество в целом). Сущность П. заключается в преобразовании, изменении существую­щей природной и социальной действительности. Именно в практике проявляется специфически человеческое активное отношение к миру, отличное животного, чисто потребительского отношения. П. выступает как основа познания, его цель и критерий истины (гносеологический подход). В зависимости от объекта П. выделяют следующие ее формы (социологическийподход): *материально-производственная; *социальная (классовая борьба, забастовки, стачки); *научная П.(экспериментальная). П. как- критерий истины всегда несет в себе момент относительности так как определяется историческими условиями, т.е. исторически ограничена.

РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ - отражение действительности че­ловеком с помощью мышления, т.е. процесс активного целенаправленного опосредствующего, абстрагирующего и обобщающего отражения существенных свойств и отношений предметов, а также процесса творческого со­зидания новых идей. В Р.П. совершается переход от непосредственно на­блюдаемого, чувственно данного к ненаблюдаемому, к сущности предме­та. Р.П. осуществляется в следующих формах: понятие, суждение, умо­заключение, гипотеза, теория и т.д. Понятие - мысль, фиксирующая общие и существенные признаки предметов и явлений, позволяющие отличать эти предметы от сходных с ними. Каждое П. имеет содержание (совокупность отраженных в нем при­знаков предметов) и объем (множество предметов, имеющих одинаковые признаки). Чем больше объем, т.е. чем более, абстрактный характер у поня­тия, тем беднее его содержание и наоборот (сравните понятия «материя», «природа», «дерево» по соотношению их объема и содержания). Образо­вание П. - это движение познания от конкретно-чувственного к абстракт­но-всеобщему. Суждение - это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо. С. существует в языке в виде высказывания, т.е. определенного способа связи понятий: «золото является металлом», «материя есть объективная реаль­ность». Умозаключение - это рассуждение, т.е. движение мысли от одного или нескольких суждений, называемых посылками, к выводу, т.е. новому суждению, логически вытекающему из посылок. Иначе говоря, У. есть процесс получения нового знания. Связь суждений в У. не произвольна, она есть отражение реальных связей, отношений и взаимодействий пред­метов и явлений.

ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ - процесс непосредственного отра­жения человеком изучаемой действительности при помощи органов чувств. Ч.П., или живое созерцание, является начальной ступенью позна­ния и его необходимым компонентом. Ч.П. - это активный творческий процесс непосредственного взаимодействия субъекта и объекта. Здесь зна­ние общего в вещах и единичного существует нераздельно, слитно. Их не­возможно разделить, как нельзя отделить субъективное от объективного. Ч.П. осуществляется в следующих основных формах: ощущение, вос­приятие, представление. Ощущение - это отражение отдельных свойств предметов объектив­ного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на органы чувств; элементарное, далее психически неразложимое познавательное яв­ление. О. - первичный источник наших знаний, субъективный образ объ­ективного мира. Существует три основных класса О.:

*возникающие при воздействии внешних раздражителей: осязатель­ные, зрительные, слуховые, вибрационные, температурные и т.д.; *органические, сигнализирующие о процессах во внутренней среде ор­ганизма; *кинестетические, отражающие движение и положение органов тела. Восприятие - это целостное отражение непосредственно воздействующих на органы чувств предметов, их свойств и отношений; более вы­сокая, чем ощущения, форма отражения. Представление - образное знание непосредственно не воспринимае-

нами объектов. В основе П. лежат механизмы памяти. Высшая форма продуктивное творческое воображение, фантазия.

Формы познания: ЭМПИРИЧЕСКОЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ - формы научного (рационального) познания и его необходимые компоненты. Различие этих форм научного познания имеет своим основанием, во-первых, различие методов познания. Во-вторых, характер достигаемых результатов. Э.познание непосредственно направлено на объект и опирается на данные наблюдения и эксперимента, это фактофиксирующая деятельность.Т. познание - это познание сущности, осуществляемое на уровне абстракции высоких порядков. Т. и Э. диалектически взаимосвязаны- э следование, выявляя новые данные, ставит перед Т. мышлением новые задачи, стимулируя его развитие. Обогащенное Т. знание ставит перед Э познанием все более сложные задачи.

 

ВОПРОС 27.Проблема истины.

ИСТИНА(истинное знание) - результат, к которому постепенно стремится всякое познание. Способ достижения И. зависит от того, как по­нимается мир и сама И. В обыденном сознании И. - это правильное знание о предмете, верное суждение. В философии понятие И. является ареной борьбы различных философских течений. Можно выделить три основных подхода, понимания И.:

1. И. трактуется как объективное явление, присущее объективной дей­ствительности и независимое от сознания человека. Задача последнего -открыть, обнаружить эту истину, существующую в мире. В объективном идеализме И. есть вечное, вневременное свойство идеальных объектов, мирового разума. Теология утверждает, что Бог есть истина, которая мо­жет быть постигнута человеком только в результате божественного откро­вения.

2. И. понимается как субъективное явление. Этот подход представлен множеством точек зрения:

а) априоризм (И. Кант) - И. есть согласие мышления с самим собой, т.е. с его априорными формами;

б) махизм, неопозитивизм (Б. Рассел) - И. есть соответствие мышле­ния ощущениям человека;

в) конвенционализм (А. Пуанкаре, Р. Карнап) - И. есть результат со­глашения или договора между людьми (например, аксиомы эвклидовой или неэвклидовой геометрии принимаются за истинные);

г) теория общезначимости А.А. Богданова — И. есть результат опыта коллективного сознания (если большинство верит в Бога, значит Бог есть;,

д) прагматизм - И. есть то, что полезно, что приносит пользу (Дьюи) И. - это то, во что лучше верить (Д. Джемс);

е) экзистенциализм различает И. общепринятые, т.е. объективные, и И. личностные. Личностная И. - знание сущности бытия, достигаемое в процессе переживания человеком пограничных ситуаций (на грани жизни и смерти).

3. При диалектическом подходе И. понимается как субъективно-объективное явление. И. не принадлежит только миру объектов и не есть чистый продукт сознания, а есть результат взаимодействия субъекта с объектом. Такое понимание И. идет от Аристотеля, который считал, что И. соответствие наших знаний объекту.

Диалектический материализм определяет И. как адекватное отражение объекта субъектом в форме знания (образа), воспроизводящего предмет таким, как он существует вне и независимо от сознания; И. - есть объ-ктивное содержание человеческого сознания, проверяемое практикой.

Характеристика истинности относится только к знаниям, образам, мыслям человека об изучаемом предмете, но не к самому предмету.

Свойствами И, являются: объективность, процессуальность, конкрет­ность и противоречивость (абсолютная и относительная И.). И. объектив­на так как наши знания о мире не зависят от воли и желания людей в том смысле, что не создаются по их произволу, а определяются познаваемым предметом, его свойствами и отношениями. Положение о том, что Земля вращается вокруг своей оси является И., потому что отражает объективный процесс. Признание объективности И. ориентирует человека на проверку знаний посредством сопоставления их с действительностью с помощью логического доказательства или практически. И. является не застывшим на века результатом, но процессом перехода от одной относительной истины к другой, более полной, в тенденции стремящейся к абсолютной истине. И. всегда конкретна, так как верна только для определенных условий, вне которых превращается в ложь. Конкретность И. — свойство, указывающее ее границы. Суждение «вода кипит при 1000С» истинно лишь при обычных условиях, высоко в горах температура кипения меняется. При нарушении принципа конкретности И. превращается в ложь. Истина абсолютная - это адекватное и полное знание об объекте, ко­торое не может быть опровергнуто в дальнейшем. Вечная или И.А. - это цель, к которой стремится познание. Вечные И. типа: «дважды два будет четыре», «Пушкин убит на дуэли в 1837 г.», «Земля вращается вокруг Солнца» - малочисленны. И.А. составляют фундамент процесса познания. Истина относительная - это адекватное, но неполное знание об объ­екте. В тенденции процесс познания есть движение от одной И.О. к дру­гой, более полной и в конечном итоге к И.А. Основной объем знаний со­ставляют И.О., потому что мир, в котором мы живем, безграничен и бес­конечен и даже маленький атом неисчерпаем. Весь мир, каждый отдель­ный предмет находятся в состоянии постоянного изменения и развития.

 

 

ВОПРОС 28.Проблема человека в философии