1)История познания человека свидетельствует о сложности и противоречивости данной проблемы. Каждая философская концепция (несмотря на определенные недостатки и историческую ограниченность) добавляла новые черты, открывала новые грани в познании человека. В философии Древней Греции господствовал космологизм в понимании человека. Философы милетской школы утверждали: человек содержит в себе все основные элементы стихии, космоса. Демокрит подчеркивал: в какой мере Вселенная является макрокосмосом, в такой же мере и человек является микрокосмосом. Во второй половине V в. до н. э. в Греции появились софисты. Они сохранили унаследованный от древней философии целостный взгляд на человека и видение его как части природы, но уже начали рассматривать его в условиях социокультурного бытия. Устами Протагора они провозгласили тезис: «Человек — мера всех вещей». Вслед за софистами проблему человека разрабатывал Сократ. Он поставил ее в центр своей философии. Девизом Сократа стал призыв, который был вычеканен на вратах храма Аполлона в Дельфах: «Человек, познай самого себя!» Ученик Сократа Платон различал в человеке бессмертную душу (проявление мира вечного и идеального) и тело (проявление всего временного и суетного). Иначе понимал природу человека Аристотель, рассматривая его как «политическое животное», вершину мировой иерархии: с одной стороны, он внутренне связан с природой, а с другой — противостоит ей, поскольку в нем есть душа — причина и начало человеческого тела.Европейская средневековая философия, опираясь на христианскую традицию, выдвигала на первый план религиозно-моральные проблемы человеческого существования, разрабатывала проблему соотношения между Богом и человеком. Что же главное в этом соотношении? Важнейшим для человека является спасение, которое христианство понимает как восхождение несовершенной личности к совершенной — Богу. Понятие личности было введено Августином Блаженным. Он подчеркивал, что Бог есть сама личность, персона (от лат. — persona). А значит, и человек, созданный по образу и подобию Творца, тоже является личностью. Правда, вследствие грехопадения она утратила совершенство и целостность. Существенными составными, или ипостасями, личности являются воля, интеллект и память. Через них пролегают пути совершенствования человеческой души и единения ее с Богом. Оригинальность эпохи Возрождения состоит в отбрасывании каких-либо принципов ограничения земного развития человека. Бог сместился на периферию человеческой жизни. Человек оторвался от него и теперь верит в себя. На место Бога он ставит «человекобога» (Федор Достоевский). Приобретая статус действительно богоподобного существа, человек становится главным предметом духовных поисков. Он ищет опоры прежде всего в себе, в своей душе и своем теле. Превыше всего он ставит своеобразие и уникальность индивидуума. Философия Нового времени считала истинно человеческим в человеке то, что делает его представителем всего человечества, поэтому сконцентрировала внимание на его всеобщей природе, социальной сущности, универсальности и т. п. Так, новоевропейская философия XVII века особое внимание уделяла разуму как специфической особенности человека. Например, Рене Декарт связывал сущность человека с его мышлением: «Мыслю — следовательно, существую». Рационалистический подход к человеку объединялся у Декарта с натуралистическим: он рассматривал человека как реальную связь бездушного и мертвого телесного механизма с разумной душой, которая обладает волей и мыслит. Много внимания проблеме человека уделяли и такие философы Нового времени, как Бенедикт Спиноза, Томас Гоббс, Де-ни Дидро, Клод Гельвеции, Жюльен Ламетри.Для немецкой классической философии определяющим являлось представление о человеке как субъекте духовной деятельности, который создает мир культуры и является носителем общего идеального начала, духа, разума. Иммануил Кант подчеркивал моральный характер природы человека, Иоганн Фихте — роль деятельности в жизни человека, Георг Гегель — духовность, Людвиг Фейербах — любовь к ближнему. Людвиг Фейербах рассматривал человека как природное существо, высшую ступень природного саморазвития. Чувства и сознание человека являются также природными явлениями. Поэтому он говорил о человеке как о чем-то неизменном, абсолютном, а не как о конкретном историческом человеке.Исходным пунктом марксистского понимания человека является трактование его как производной от общества, как продукт и субъект общественно-практической деятельности. Сущностью человека Карл Маркс считал именно совокупность всех общественных отношений. Марксизм обосновал принципиальную незавершенность человека, его открытость миру, «незапрограммированность» раз и навсегда его сущности. Человек самосоздает и саморазвивает себя в процессе исторической и культурной жизни. Марксизму принадлежит трудовая теория происхождения человека, которая анализирует механизм трансформации биологического в социальное. Основные направления китайской философии: даосизм- все сущее путь, где все взаимосвязано и взаимозависимо (Лао Цзы - Старый Учитель); конфуцианство— философия поведения в обществе— сдержанность, послушание старшим, осторожность, восприятие мира каким он есть (Конфуций);легизм— человек управляет жизнью с помощью устанавливаемых им законов, которым необходимо подчиняться (Шан Ян).Основные направления древнеиндийской философии. ведизм— поклонение древнему знанию (ведам);буддизм— отрешение от внешнего мира, сосредоточение всех помыслов на духовной жизни, достижение абсолютной просвещенности и вечной жизни.
2)Антропогенез - процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи, а также сложения общества. ПСИХОАНАЛИЗ - понятие, введенное З. Фрейдом для обозначения нового метода изучения и лечения психических расстройств. Экзистенцианализм -философское учение, в центре внимания которого стоит человек. Полагается предметом чел-кая жизнь, чел-кое существование. Философская антропология: основные идеи: 1) Кризис общества-результат кризиса личности. Естественные науки затемняют проблему человека. 2) Человека нельзя определить. Все опр-ия что есть человек-неудачны. 3) Ядро личности составляют ценности. 4) Человек – существо эксцентричное. Выход за границы причинно-следственных отношений – это чудо. 5) Человек (по Ницше) – биологически неспециализированное сущ-во.Культура- форма компенсации человека. 6) Человек-животное создающее символ. Символ связывает нас с тайной. Вся культура символична. В символах отражаются наши страхи и неврозы.
Социальные нормы- общепринятые в обществе правила, регулирующие поведение людей. Социальные нормы имеют жизненно важное значение для общества:
• поддерживают порядок, равновесие в обществе;
• подавляют скрытые в человеке биологические инстинк ты, "окультуривают" человека;
• помогают человеку приобщиться к жизни общества, социализироваться.
Видами социальных норм являются:
• нормы морали;
• нормы группы, коллектива;
• специальные (профессиональные) нормы;
• нормы права.
Нормы моралирегулируют наиболее общие варианты поведения людей. Они охватывают большой круг общественных отношений, признаны всеми (или большинством); механизмом обеспечения выполнения требований моральных норм является сам человек (его совесть) и общество, которое может подвергнуть осуждению нарушителя норм морали.
Групповые нормы— особые нормы, регулирующие поведение членов узких коллективов (ими могут быть нормы дружеской компании, коллектива, нормы преступной группировки, нормы секты и т. д.).
Специальные (профессиональные) нормырегламентируют поведение представителей тех или иных профессий (например, нормы поведения грузчиков, сезонных рабочих отличаются от норм поведения дипломатов, особые нормы поведения распространены среди медработников, артистов, военных и т. д.).
Нормы праваотличаются от всех иных социальных норм тем, что они:
• устанавливаются особыми уполномоченными государственными органами;
• имеют общеобязательный характер;
• формально-определенны (четко сформулированы в письменной форме); *регулируют четко определенный круг общественных отношений (а не общественные отношения вообще); *подкреплены принудительной силой государства (возможностью применения насилия, санкций со стороны специальных государственных органов в установленном законом порядке по отношению к лицам, их преступившим).
ВОПРОС 29.Проблема личности в философии
ЛИЧНОСТЬ(от лат. persona - маска, роль актера) - общежитейский и научный термин, обозначающий: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности (лицо в широком смысле слова); или 2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. В своем первоначальном значении слово «Л.» обозначало маску, роль, исполнявшуюся актером в греческом театре. Выделяют две основные концепции личности: Л. как ролевая (функциональная) характеристика человека и Л. как его сущностная характеристика. Первая опирается на понятие социальной функции человека, его социальной роли. При всей важности эта концепция не позволяет раскрыть внутренний мир человека, его сущность. Более глубокой интерпретацией понятия «Л.» является та, которая раскрывает Л. не в функциональном, а в сущностном плане. В этом случае Л. называются качества индивида как социального субъекта, «усвоенные» им как очражение активного взаимодействия с окружающим миром, т.е.качества обретенные, а не заданные природой. Л. есть целостная характеристика человека, в которой условно выделяют объективную и субъективную стороны. Объективная сторона –это положение индивида в системе общественных отношений, функции (роли;, которые он выполняет в силу сложившегося в обществе разделения труда, принадлежности к тем или иным социальным группам. Субъективная сторона - это мир сознания и самопознания как результат и условие его деятельности в обществе и как призма, через которую он воспринимает мир. Личностные качества выступают в таком случае как производные от его социального образа жизни и самосознающего разума.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИдают определение личности изнутри психических процессов, которые могут быть вызваны либо врожденными инстинктивными стимулами, либо внешними воздействиями на психику человека. П.Т.Л. неоднородны, они различаются по тому, как определяется ядро личности. 1)Можно выделить группу теорий, в которых ядро личности видится в бессознательном, а область сознания (ЭГО и суперЭГО) ставятся в зависимость от бессознательного (3. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг).
2)Вторая группа П.Т.Л. переносит ядро личности в сферу осознанного «Я». «Я» автономно и способно преодолевать бессознательное. Главной функцией «Я» является социальная адаптация. ЭГО-психология описывает людей как более рациональных и поэтому принимающих ответственные решения.
3)Третья группа П.Т.Л. смещает акцент с внутренних определений личности на внешнее влияние. Это прежде всего научающе-бихевиористская концепция (Скинер, Уотсон, Торндайк), отталкивающаяся от поведения человека, мотив которого обусловлен внешним воздействием, при этом мотив рассматривается только как цепь рефлексов, возбуждаемых взаимодействием со средой. «Под личностью мы будем подразумевать всю совокупность ее реакций, а также ее предрасположения к реакциям» (Уотсон). Поведение личности детерминировано, предсказуемо и контролируется окружением. К этой группе относятся также социально-когнитивное направление (А. Бандура, Роттер, Пиаже), исходящее из того, что каждый человек осознает и интерпретирует свой жизненный опыт, объясняет его для себя. Причем любое событие для любого человека открыто для многократного интерпретирования. Это направление П.Т.Л. подчеркивает влияние интеллектуальных, мыслительных процессов на поведение человека: каждый человек обладает уникальной мыслительной конструктной системой, которая составляет ядро личности. И наконец, гуманистическое направление в П.Т.Л. (А. Маслоу и др.), согласно которому человек от природы хорош и способен к самосовершенствованию, он в высшей степени разумен и является активным творцом своей жизни без доминирования бессознательных потребностей и конфликтов. Человек стремится к высшему,совершенному, поэтому невозможно понять человека, исследуя поведение животных.
ИНДИВИД(от лат. individuum - неделимый) - понятие, употребляемое для обозначения отдельного человека в отличие от коллектива, социальной группы, общества в целом. Это понятие фиксирует представление об единичном человеке как своего рода социальном атоме, т.е. далее неразложимом элементе социального бытия. Оно описывает человека в аспекте его отдельности и обособленности. И. в качестве особой, единичной цельности характеризуется рядом свойств: целостностью морфологической и психологической организации, активностью, устойчивостью во взаимодействии со средой. ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ- процесс формирования самобытности, уникальности, неповторимого своеобразия человека. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ- это уникальность, самобытность, непоторимое своеобразие человека. Это то, что характеризует индивидуальные качественные отличия данного человека в противоположность типическому как общему, присущему всем элементам данной социальной группы или ее части. Каждая личность - это индивидуально-самобытное существо. Уникальность личности связана, во-первых, с ее наследственными особенностями, во-вторых, с неповторимыми условиями микросреды, в которых личность «взращивается» (социализируется). Наследственные особенности, неповторимые условия микросреды и деятельность личности, развёртывающаяся в этих условиях, формируют социально-психологическую уникальность личности. Подлинный смысл индивидуальности связан не столько с внешним видом человека, сколько с его внутренним миром,с особенным способом его бытия в мире, способом мышления, манеройповедения, общения с другими людьми и природой.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ (от лат. socialis - общественный) - процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, опыта, норм, идеалов и ценностей общества, к которому он принадлежит, позволяющих ему быть полноправным членом этого общества. Рождаясь, человек выходит на просторы культурного мира, перед ним разворачивается бесконечный мир материальных и духовных ценностей, который ему необходимо освоить. Основными средствами, факторами социализации являются: 1) люди; 2) язык и духовная культура (наука, искусство, мораль, религия и т.д.); 3) материальная, вещная, предметная среда; 4) социальньные институты.Основные пути социализации: социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия на личность (воспитание, обучение образование, просвещение и т.д.); стихийные, спонтанные процессы, влияюшие на формирование личности (вся система существующих в
обществе экономических, политических, нравственных, правовых и других условий жизнедеятельности людей). Формирование личности есть также процесс ее самотворчества, саморазвития, самосовершенствования.
СМЫСЛ ЖИЗНИ человека. Смысл - в философии и традиционной логике - то же, что значение. Вопрос о С.Ж. человека пронизывает всю историю философии. Гедонисты видели С.Ж. в наслаждении, И. Кант - в добровольном подчинении нравственному закону, В. Соловьев - в служении Добру, марксизм — во всестороннем развитии личности и т.д. В отечественной литературе одни исследователи под С.Ж. понимают осознание человеком своего отношения к миру и к самому себе; другие -осознание основного содержания своей собственной жизни; третьи - моральную установку личности и направленность ее деятельности; четвертые - способность человека содействовать реализации необходимых людям закономерностей общественного развития и т.д. Во всех подходах есть нечто общее, позволяющее определить С.Ж. как стратегическую цель нашей жизнедеятельности. Эта цель более или менее осознанна. Она, как правило, ориентирована в будущее. Эта цель может изменяться по мере зрелости человека, обогащения его жизненного опыта. Практика показывает, что рационалистическая формула «жить ради общества», будучи односторонней, становится социально опасной, когда ее прямолинейно проводят на практике, пренебрегая самоценностью индивида. Не менее опасна и формула: «Я - превыше всего». Сегодня необходима новая, демократическая формула, синтезирующая индивидуальное и социальное начала, реализация которой приведет к ускоренному общественному прогрессу за счет реального увеличения материальной и духовной инициативы человека. С.Ж. каждый может видеть по-своему. Но важно, чтобы каждый не прошел «мимо цели, мимо смысла бытия».
ЧЕЛОВЕК - родовое, т.е. самое общее понятие, характеризующее биологический вид «Homo Sapiens», а также то, что этот вид живых существ имеет общественную природу, социальную сущность и то, что принадлежностьк этому виду дает право называться Ч. Таким oбразом понятие включает в себя те характеристики, которые отличают представителя рода человеческого от других высокоорганизованных животных и это прежде всего природное существо. Как природное существо он наделен определенными природными силами, которые существуют в нем в виде задатков, способностей, влечений. Но в отличие от других природных существ Ч. - деятельное природное существо. Именно в труде он утверждает себя как родовое существо. Развитие трудовой активности измен природную сущность Ч. и повлекло за собой формирование его новых социальных качеств: мышления, языка, общения, нравственных каче убеждений, ценностных ориентации и т.д. Ч. - это существо, биосоциальное, т.е. генетически связанное со всеми другими формами жизни, но в делившееся из них благодаря способности производить, обладающее сознанием, членораздельной речью, нравственными качествами, эстетическими вкусами, ценностными ориентациями и т.д.
Психоанализ- направление в современной философии, объясняющее роль бессознательного, иных психических процессов в жизни человека и общества.Основателем психоанализа считается австрийский ученый — психиатр Зигмунд Фрейд(1856 — 1939). Началом психоанализа можно считать два главных открытия, сделанных Фрейдом• бессознательного- особой психической реальности, которая присуща каждому человеку, существует наряду с сознанием и в значительной степени контролирует сознание;• реакция вытеснения(из сознания в бессознание) отрицательных эмоций, отрицательного опыта, всего того, что нарушает равновесие и здоровье психики как способа психологической защиты. Отрицательные эмоции, нереализованные желания — все, что вытеснено в бессознательное, рано или поздно дает о себе знать в виде "случайных", спонтанных действий, поступков, оговорок, описок, "странностей". Особая форма жизни бессознательного - сны. По Фрейду, сны - это реализация скрытых стремлений человека, того, что было нереализовано в реальной действительности.
В частности, Альфред Адлер(1870 - 1937) выдвинул концепцию, согласно которой в основе "великих" действий человека, гиперактивности, сверхстремлений, а также психических болезней лежит вытесненный комплекс неполноценности,который человек желает компенсировать, добиваясь успеха в бизнесе, политике, науках, искусстве, личной жизни.Карл Густав Юнг(1875 - 1961) выдвинул теорию архетипов.
Согласно Юнгу жизненная (а не только сексуальная) энергия человека, наталкиваясь на непреодолимые препятствия окружающей жизни, переводится не в индивидуальное бессознательное, а во всеобщее бессознательное в виде архетипов. Архетипы— универсальные образы, "код" общечеловеческой вытесненной жизненной энергии. Ими могут быть содержание снов, мифы, бред душевнобольного, парапсихологические эффекты, грезы, галлюцинации. Архетипы — "зашифрованная" история человечества, высшие истины.
Цель философии - помочь человеку "расшифровать" архетипы,понять их смысл, а через них — себя и окружающую действительность.
Эрих Фромм(1900 — 1980) поставил проблему противоречивости человеческого существования. Фромм выделяет следующие основные противоречия человеческого существования: • патриархат и матриархат;
•гуманистическое и авторитарное сознание;• власть и подчинение; *стремление к обладанию и просто жизнь;
• личное бытие (история жизни) и историческое бытие (история);• "свобода от" и "свобода для" — негативная и позитивная свободы. Цель философии, по Фромму, - помочь человеку решить эти противоречия. Главный способ их решения — культивирование всеобщей любви,стремление сделать мир добрее, добиться того, чтобы "желание жизни" повсеместно вытесняло "желание смерти", разрушительные истины.
Темперамент-совокупность телесных и психических особенностей людей, проявляющихся, главн. образ., различиями в степени восприимчивости, силе чувствований и активности. Различают четыре главн. Т.: 1)холерический - быстрая восприимчивость, сильная активность; 2)меланхолический - медленная восприимчивость, сильная активность; 3)сангвинический - быстрая восприимчивость, слабая активность; 4)флегматический - медленная восприимчивость, слабая активность.
ВОПРОС 30.Общество как подсистема объктивной реальности.
ОБЩЕСТВО - термин многозначен. Обществом («опчеством») русские крестьяне называли сельскую общину. Под обществом понимают социальное окружение человека. Обществами называют добровольные объединения людей по каким-либо интересам.
С точки зрения философии О. - это исторически изменяющаяся форма жизнедеятельности людей. Выделяют следующие подходы к определению общества: субъектный, когда под обществом понимают особый самодеятельный коллектив людей; деятельностный - рассматривающий общество не столько как коллектив, сколько как процесс коллективного бытия людей; организационный - трактующий общество как институциональную систему устойчивых связей между взаимодействующими людьми и социальными группами. Синтезирующим все эти подходы является определение общества как системы человеческого существования, включающей в себя совокупность человека как субъекта действия, человеческую деятельность и условия существования субъекта и его деятельности, включенные в результате процесса труда в сферу общественной жизни.
ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ПОСТРОЕНИЯ ОБЩЕСТВА: натурализм (от лат. naturalis - природный, естественный) считает, что решающую роль в развитии общества играют различного рода природные факторы: географическая среда, климатические условия, биологические и расовые особенности людей; социальный идеализм определяющим фактором развития общества признает духовное, идеальное начало, считает, что «разум, мнения правят миром» (по образному выражению Г В. Плеханова); теоцентризм рассматривает человека и его историю как результат божественного предопределения; диалектико-материалистическая теория общества главным, определяющим фактором его развития признает материальный, а не идеальный фактор, прежде всего способ производства материальной жизни. Суть этого взгляда выражена К. Марксом в известной формуле: «Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание».