Предмет антропологии, ее задачи и место в системе наук.

Термин антропология имеет греческое происхождение и означает дословно «наука о человеке» (греч. anthropos – человек, logos – наука).

Антропология изучает происхождение человека и развитие его физического типа на всем протяжении его существования, вплоть до современности, а также вариации физического типа человека. Таким образом, антропология изучает происхождение и историческую эволюцию человека.

Первое использование термина "антропология" приписывается Аристотелю, который употреблял это слово преимущественно при изучении духовной природы человека. Применительно к физическому строению человека термин "антропология", по-видимому, впервые встречается в названии книги Магнуса Хундта, вышедшей в Лейпциге в 1501 г.: "Антропология о достоинстве, природе и свойствах человека и об элементах, частях и членах человеческого тела". Это сочинение чисто анатомическое. В 1533 г. появилась книга итальянца Галеаццо Капелла "Антропология, или рассуждение о человеческой природе", содержащая данные об индивидуальных вариациях человека. В 1594 г. вышло сочинение О. Касманна "Антропологическая психология, или учение о человеческой душе" и вслед за ней 2-я часть - "О строении человеческого тела в методическом описании".

Таким образом, в западноевропейской литературе довольно рано укоренилось двойное понимание термина "антропология", а именно как науки о человеческом теле, с одной стороны, и о человеческой душе - с другой.

Французские энциклопедисты придавали термину "антропология" очень широкое значение, понимая под ним всю совокупность знаний о человеке. Немецкие философы 18 - начала 19 века, в частности И. Кант, включали в антропологию главным образом вопросы психологии. В течение 19 века в Англии, Америке и Франции под антропологией понимают учение, во-первых, о физической организации человека и, во-вторых, о культуре и быте различных народов и племен в прошлом и настоящем. Первый труд по антропологии в России принадлежит Панкратьевскому диакону Ивану Михайлову и относится к концу XVIII века.

Бурное развитие антропологии происходило в XVIII веке благодаря колонизации, возросшему вниманию к демографическим и расовым процессам. В XIX веке в европейских странах возникли антропологические общества, имевшие целью изучение многочисленных останков первобытных людей. В течение XIX века и до сего времени в Англии, Америке, Франции под антропологией понимают учение, во-первых, о физической организации человека и, во-вторых, о культуре и быте различных народов и племен в прошлом и настоящем.

Известно, что человека изучают свыше 200 наук, и каждая из них находит в нем свой предмет: анатомия, археология, этнография, палеонтология, культурология, философия, социология и др. В чем же отличие между этими науками? Анатомия изучает человека как обобщенный "средний" тип, абстрагированную схему. Антропология подходит к изучению человека гораздо шире, изучаются индивидуальные особенности конкретного человека: половые, возрастные, конституциональные, профессиональные, этнические, расовые.

По ряду вопросов антропология тесно связана с этнографией и археологией. Однако эти науки хотя и смежные, но самостоятельные. Антропология изучает вариации физического типа человека во времени и пространстве. Археология изучает историческое прошлое человечества по вещественным ископаемым остаткам (орудия труда, предметы быта, искусства). Этнография исследует особенности культуры и быта ныне живущих народов и их происхождение, историю расселения, культурно-исторические взаимоотношения.

Среди социальных наук антропология занимает особое место, т.к. прослеживает становление человеческого рода в течение нескольких миллионов лет. Ни одна другая дисциплина не забиралась так далеко в исторические дебри Homo sapiens. Накопленный социологией фактический материал касается небольшого исторического отрезка – последних 100-150 лет. Антропологи изучают эволюцию экономической, социальной, политической и духовной сферы человеческого общества с древнейших времен. Сегодня представления о предмете антропологии изменились. Считается, что антропология обладает широким гуманистическим взглядом на мир.

Антропология - это область естествознания. Основная задача антропологии – проследить процесс перехода от биологических закономерностей, которым подчинялось существование животного предка человека, к закономерностям социальным. Следовательно, она занимает особое место среди других биологических дисциплин, т. к. человек имеет двойственную природу: биологическую и социальную. Человек немыслим вне общественной среды. Само формирование человека и его жизнь проходят в условиях общественного коллективного производства. Труд и общество - основное условие развития и существования человечества. Имея предметом своего исследования человека, антропология выходит за рамки естественных биологических наук, и вступает в область, где действуют социально-исторические факторы. Поэтому объектом антропологии является человек, взятый в контексте его культуры. Человек рассматривается в ней как родовое существо, прошедшее историко-культурную эволюцию.

В классическом плане антропологическая наука подразделяется на несколько разделов:

1. Антропогенез - изучение места человека в системе животного мира, процесса становления человека.

2. Морфология - изучение вопросов индивидуальной изменчивости физического типа человека, возрастных изменений, признаков, связанных с половым диморфизмом, с влиянием различных условий жизни и труда.

3. Этническая антропология (расоведение) - исследование антропологического состава народов Земли в прошлом и настоящем, формирования рас, родственных связей между антропологическими группами, истории расселения и изоляции народов. Эти вопросы в наше время особенно важны для разоблачения антинаучной и реакционной сущности расизма.

4. Физиологическая антропология - исследование физиологических и биохимических особенностей и их вариаций у человека. В частности, исследование распределения групп крови в популяциях, вариаций строения гемоглобина, взаимосвязи конституции человека с его реактивностью и предрасположенностью к некоторым заболеваниям. В тот же раздел входят вопросы изучения наследственности человека (антропогенетика).

Понятие «человеческая природа» в своем антропологическом осмыслении относится к любым стратегиям приспособления или адаптации человека к существовавшим прежде, существующим ныне и, возможно, будущим культурам (типам общества). В этом смысле антропология касается и прошлого, и настоящего. А поскольку при адаптации – даже к иным мирам и планетам – человек использует свои лингвистические способности, природные данные, мышление, чувства, ощущения и сознание, свою культуру и тело, то все они в той или иной мере становятся предметом изучения антропологии.

Поэтому количество отраслей и разновидностей антропологии столь велико, что уже почти не поддается учету. В современной науке можно встретить понятия философской и психологической антропологии, физической и лингвистической, юридической и социальной антропологии, антропологии рождения и родства, антропологии возраста, спортивной и музыкальной антропологии, антропологии власти и т.д. В официально утвержденном классификаторе социальной антропологии (350100) значится 10 разделов, в т.ч. этническая антропология и социальная этнография, экономическая антропология, политическая и юридическая антропология, антропология духовной жизни, психологическая и педагогическая антропология, антропология социальной работы и социальной медицины и др.

Обобщая сказанное, в антропологии можно выделить в настоящее время несколько сложившихся отдельных ее направлений.

- Физическая антропология, включающая в себя палеонтологию, учение об антропогенезе и морфологию человека.

- Философская антропология, исследующая общую природу человека в соотношении его с миром. Она представляет собой учение о природе (сущности) и предназначении человека как продукта, а также субъекта-носителя и творца истории.

- Историческая антропология – применение антропологического подхода к изучению истории конкретной страны, нескольких стран, а также проведение кросс-культурных исследований.

- Психологическая антропология – междисциплинарная отрасль знания, изучающая этнические особенности психики людей, национальный характер, закономерности формирования и функции национального самосознания, этнических стереотипов и т.д.

- Экологическая антропология – подотрасль культурной антропологии, изучающая влияние производственной деятельности человека на окружающую среду.

- Антропология возраста – один из разделов социальной (культурной) антропологии, исследующей возраст человека как био- и социокультурный феномен. В рамках данного направления рассматривается процесс становления социально-возрастного неравенства в традиционных обществах, его реализация в современных этнических культурах и субкультурах, конфликты между поколениями.

- Этнология находится на стыке нескольких дисциплин, основные из которых – социальная и культурная антропология, фольклористика, социолингвистика и семиотика. Этнологию как науку о народах отличают от антропологии как науку о человеке, рассматривая их как две разные, хотя и родственные, дисциплины. Проблемное поле современной этнологии очень широкое. Она, в частности, изучает ритуалы, обычаи, верования различных народов; системы родства; социальную и политическую структуру народов, семейные отношения; системы воспитания; психологические особенности народов; систему ценностей; этногенез, демографические процессы и т.д.

- Этносоциология – научная дисциплина, сложившаяся на стыке социологии и этнографии, которая ставит своей целью раскрытие этнического разнообразия социальных процессов и в то же время социальной обусловленности и социального разнообразия функционирования этнических черт культуры и быта в их широком понимании. На Западе эта дисциплина называется «социология межэтнических отношений».

- Этнография (от греч. ethnos – племя, народ) – наука об этносах (народах), изучающая их происхождение и расселение, быт и культуру.

Накопление в XIX в. огромного массива эмпирических данных, связанных с исследованием черепов и скелетов неандертальцев, поставило в повестку необходимость реконструкции истории человечества и культуры. Так в составе физической антропологии появилось новое научное направление - социальная антропология, которая составила третью ветвь антропологии. Она формируется на базе достижений, прежде всего этнографии и этнической антропологии. Ее концептуальное оформление происходит сейчас, на наших глазах. В данном курсе именно этому направлению будет уделено основное внимание.

В научной литературе сегодня отсутствует единая точка зрения на понимание социальной антропологии, а для ее названия используются самые разные термины, в том числе этнология, культурная антропология, социальная культурология, различия между которыми не всегда носят принципиальный характер.

Культурная антропология исследует особенности связи человека и культуры; устройство культуры: культурные институты, обычаи, традиции, быт, языки, особенности социализации человека в различных культурах и другие проблемы. Объектом исследования культурной антропологии выступают традиционные (дописьменные) общества, а предметом изучения – системы родства, взаимоотношения языка и культуры, особенности пищи, жилища, брака, семьи, экономические системы, социальная стратификация, первобытные верования и религии, искусство.

Социальная антропология изучает социальные структуры и взаимодействие в них людей. Она выясняет и описывает соотношение человека (субъекта) и созданных его деятельностью общественных отношений и институтов. Непосредственным интересом социальной антропологии выступают те качества человека, которые "делают" его творцом социальных форм бытия. Иными словами, она исследует субъективные факторы формирования объективных общественных форм, а также самого "механизма" этой объективизации.

Основными категориями социальной антропологии выступают внутренний мир человека, (его структура и функции), свобода, смысл жизни, совесть, ответственность, объективация продуктов духовного мира человека, антропологическая экспертиза.