Связь антропологии с другими науками.

Антропология неразрывно связана с другими биологическими науками и вместе с тем самым тесным образом соприкасается с науками общественными. Антропология в этом смысле как бы увенчивает естествознание.

Изучение антропологии имеет большое теоретическое и практическое значение для медицины; она дает объяснение происхождению человека, наличию рудиментов и атавизмов с точки зрения эволюционного учения, значению индивидуальных и этнических вариантов физического типа человека. Данные антропологии имеют значение для контроля над состоянием отдельных групп населения. При антропологических исследованиях наблюдению подлежат, как правило, не отдельные лица, а группы, коллективы. Основным объектом изучения является практически здоровый контингент, свободный от патологии в клинически выраженной форме. Выводы делаются на уровне групповых характеристик и сопоставлений.

Информация, полученная в результате групповых исследований, лишена элемента случайности. При антропологических исследованиях изучаются морфологические и физиологические показатели, неодинаковые в разных популяциях; определенные адаптивные признаки, связанные с климатом, географическими условиями, а также специфические особенности обменных процессов, которые необходимо учитывать медикам.

Антропологические методы исследования дают возможность составить представление о патологии древнего населения (палеоантропология) по дошедшим до нас костным или мумифицированным остаткам, на которых можно обнаружить следы ряда системных и местных заболеваний (ревматизм, артриты, метастазы рака, паразитов).

Данные антропологии применяются в судебной медицине для идентификации личности, когда по черепу или другим, часто весьма незначительным, останкам необходимо определить возраст, пол, расовую принадлежность и индивидуальные особенности субъекта.

Изучение древних черепов дает возможность ознакомиться с историей возникновения элементов хирургии. Так, трепанация черепа производилась в эпоху бронзы и железа, т.е. уже несколько тысяч лет назад. На некоторых черепах видно разрастание костной ткани на краях раны, свидетельствующее о том, что после операции какой-то период человек оставался жив. Эти факты представляют интерес для истории медицины.

Новый метод восстановления облика человека по его черепу был предложен советским ученым М.М. Герасимовым в 1927 г., а затем детально разработан им и его сотрудниками. Это позволило произвести реконструкцию облика кроманьонца, неандертальца и других ископаемых предковых форм, а также некоторых исторических деятелей древности и средневековья. Приемы восстановления лица, разработанные М.М. Герасимовым на основе изучения корреляции особенностей черепа и мягких частей лица, имеют значение для криминалистики и в настоящее время.

Данные антропологических исследований необходимы для разработки стандартов одежды, мебели, конструирования станков, машин, удобных для пользования.

Для гуманитарных наук общим объектом является не столько сам человек, сколько человек, взятый в соотношении с его социальным и природным окружением. Так, философия изучает соотношение "человек и мир", социология - "личность и общество", социальная психология - "личность и группа", психология - "индивид и его личность", социальная экология - "человек и природа", этнопсихология - "индивид и этнос", психоанализ - "индивид и социальная жизнь" и т.д.

Социальная (культурная) антропология исследует вопросы взаимодействия человека с культурой, в рамках которой он существует и действует, т.е. она изучает человека через призму его культуры. Таким образом, в рамках соотношения "человек - культура" ее интересует человек как природное существо, становление его личности в истории и конкретной социальной среде. Интересуют типичные ситуации его взаимоотношений с другими людьми, принадлежащими как к "своей", так и иной культуре, отклонения его поведения и деятельности от принятых в данной культуре ценностно-нормативных координат и т.д. Это микроуровень социальной жизни. Принципиальные положения о культуре вообще, ее функции, факторах развития, взаимодействии культур и т.д. изучает культурология. Культурология исследует культуру как область, обязанную своим происхождением и развитием активности человека, но рассматриваемую вне самого человека. Социальная же антропология пытается исследовать самого человека в соотношении с продуктом его же активности - культурой, стремится соединить социальное и культурное, изучить факторы, механизмы и степени оснащенности тех или иных социальных процессов культурными атрибутами: ценностями, нормами, образцами и т.д. Иначе говоря, она ставит цель интегрировать вокруг человека знания, прежде всего, по социологии, культурологии, психологии и этнографии.

Таким образом, объектом социальной антропологии является человек, жизнедеятельность которого протекает совместно с другими. Поэтому в объект социальной антропологии включается также природное, социальное и искусственное окружение человека. Предметом социальной антропологии являются закономерности и механизмы взаимодействия человека с его социальным и природным окружением в условиях конкретной культурной системы.