Антропологические основания социальной работы.

Объединение социального и биологического в человеке и несводимость их друг к другу определяет, с одной стороны, необходимость интеграции всей научной информации о человеке в общей антропологии, с другой стороны, дифференциацию конкретных знаний по самым разным направлениям человековедения: систематика и анатомия, исследования структурной организации, законов функционирования человеческого вида, его познание возникновения и развития в форме общественно-исторической системы. Разноплановый и вместе с тем единый портрет человека, может быть нарисован путем синтеза всех знаний в области естественных и гуманитарных наук в контексте их социологического и философского обобщения. Такой комплексный подход, а не конгломерат «разных антропологий», позволит в будущем создать фундаментальную науку – общую антропологию, которая объединит информацию о человеке.

По мнению Л. Фейербаха, антропология – это универсальная наука о человеке, включающая комплекс человековедческих знаний, поскольку целостный образ человека может быть создан только в процессе его разностороннего изучения.

Человек – это существо, принадлежащее одновременно к трем классам явлений: природных (космических), психических, социальных – и обладающее свойствами всех трех классов. Эти три класса различаются структурой, спецификой функционирования, закономерностями. Они существуют реально, взаимосвязаны, проникают друг в друга и представляют собой целостную систему.

Класс природных явлений. Этот класс выступает как исходный и самый древний. Человек рассматривается как вид Homo sapiens и как индивид: реализуются жесткие генетические программы, происходит приспособление особей к изменяющимися условиям среды в интересах популяции, всего вида или рода, преобладают стихийные силы и процессы непроизвольной саморегуляции, идет жестокая борьба за выживание.

Индивид, как считал А.Н. Леонтьев, это прежде всего генотипическое образование. Понятие индивид выражает неделимость, целостность и особенности конкретного субъекта, возникающие уже на ранних стадиях развития жизни. Индивид как целостность – это продукт биологической эволюции, в ходе которой совершается процесс не только дифференциации органов, функций, но и их интеграция. В понятие «индивида» содержится указание на подобие человека всем другим людям, его общность с человеческим родом. Но на этом уровне человека выступает не только как результат эволюции живого, но и как результат эволюции Вселенной. Прослеживается его зависимость не только от земной природы, но и от Космоса, в частности от Солнца.

Класс психических явлений.На достаточно высоком уровне развития животных возникает мозг как материальная основа психики, происходит становление человека и человеческой психики. Появляется новое качество, которым природа не обладает, новый класс явлений – субъективные.

Специфическим для человека является идеальное отражение бытия – сознание, формирующееся в процессе исторического развития человечества. Именно наличие сознания отличает человека от животных. Если животное только приспосабливается к условиям обитания, то человек благодаря сознанию способен преобразовывать природу и самого себя. С этой точки зрения человека нужно изучать как индивидуальность и субъект.

Класс социальных явлений. На определенном этапе развития человеческой психики появляется общество. Его эволюция идет по своим законам, отличающимися от законов природы и психики. На этом уровне человек выступает в качестве члена общества и должен рассматриваться как личность. По мнению А.Н. Леонтьева понятие «личность» выражает целостность субъекта жизни. Но личность представляет собой целостное образование особого рода. Личность не есть целостность, обусловленная генетически: личностью не рождаются, личностью становятся. Личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека.

Все три класса явлений предстают как соподчиненные, но различные по уровню сложности, обобщенности и интегрированности. Соседствующие уровни пересекаются, связываются между собой, а подчиненные уровни включаются в уровни структуры более высокого порядка в трансформированном виде за счет более высокого и сложного класса.

Конечно, представленный здесь образ человека далеко не полон. Но даже благодаря этому образу можно понять, что человек разнолик: он является существом космическим, природным, телесным, а также социальным индивидом, участником культурной жизни общества, субъектом творческой сознательной деятельности. Соединяя различные проявления человека в целостное представление, мы формируем свое мнение о нем.

Пока все три класса явлений выступают объектами разных наук. Человек традиционно рассматривался в рамках разных дисциплин: естественно - научных и социально - гуманитарных. Это привело к определенному разрыву в полученных знаниях о человеке. Поэтому ни одна из наук о человеке: биология, психология, социология, культурология, история - не рассматривает человека в целом, а только в определенной проекции. В современных условия существует практическая необходимость интеграции знаний о человеке в единую комплексную дисциплину. Поэтому необходим новый подход на основе синтеза научного, историко-философского, культурологического и эволюционно - синергического подходов к социальной работе, объектом которой является человек.

Социальная работа связана с биологическим, психологическим, социальным и духовным параметрами человека. От степени изученности человека зависит эффективность и общественное значение всех форм социальной работы.

Человек – часть природы, ее детище, но он и существо активно, сознательно, целенаправленно изменяющее окружающую среду. Это теоретическое положение и один из принципов социальной работы имеет важное методологическое значение. Этот принцип предполагает ориентацию на интегративную, целостную концепцию человека в целях установления междисциплинарных связей, что способствует укреплению необходимой научной базы социальной политики во всех ее областях.

Для достижения целей социальной работы необходимы определенные знания. Их дают антропологические науки, к которым К.Д. Ушинский относил анатомию, физиологию и патологию человека, психологию, логику, географию, изучающую Землю как жилище человека и человека как жителя Земли, статистику, экономику и историю как историю религии, цивилизации, философских систем, литературы, искусства и воспитания.

Итак, человек – это принципиально незавершенное существо, открытое для мира, возможностей действия, способное и вынужденное делать выбор. Для социального работника эта идея имеет принципиальное значение. «Открытость» человека – мировоззренческая свобода действий для социального работника. Сейчас вместо оппозиции «человек - природа», «биосфера - техносфера», «Земля - Вселенная» формируется новая картина мира, которая не может быть сведена только к физической составляющей. Нельзя абстрагироваться от космопланетарной роли человека и преобразующего влияния его технической деятельности на окружающую среду. Эта новая картина мира – представление целостной системы, преобразуемой человеком, но неразрывно связанной с ним как со своим специфическим элементом – получила название ноосферы.

Ноосфера (от греч. noos – разум) – это высшая стадия развития биосферы, сферы влияния человеческого разума, сфера взаимодействия природы и общества. Появившись на Земле, человек стал огромной геологической силой, воздействующей на окружающий мир. П. Тейяр де Шарден рассматривал человека как вершину эволюции и преобразователя материи путем включения в творчество эволюции. Лидирующее место в эволюционных построениях ученый отводил коллективу и духовному фактору, не умаляя роли технического процесса и развития экономики.

В.И. Вернадский, говоря о ноосфере, подчеркивал необходимость разумной организации взаимодействия общества и природы, отвечающей интересам человека, всего человечества и окружающего его мира. Природа несет на себе следы деятельности человека в условиях разных общественно-экономических формаций, сменявших друг друга. За последние 150-200 лет результаты этого воздействия превосходят полученные за всю предшествующую историю человека. С ростом численности населения и ростом его благосостояния давление на природу становилось все большим. Считают, что в начале нашей эры на Земле насчитывалось 200 млн. человек. К тысячелетию эта цифра выросла до 275 млн. В 1970 г. на Земле было 3,6 млрд., а к 2025 г. ожидается 8,5 млрд. человек.

Быстрый рост населения планеты ставит вопрос о границах биологической производительности биосферы. В результате активной деятельности человека в период научно-технического прогресса, направленной на повышение материального и духовного уровня всего человечества в значительной мере истощены запасы невозобновляемых природных ресурсов. От степени осознания обществом кризисной ситуации в биосфере и от скорости его реакции на катастрофическое состояние экологической обстановки зависит не только благосостояние людей, но и их жизнь.