Этика И.Канта.

Нравственность самоценна, она не зависит ни от общества, ни от условий жизни, ни от идеалов.

Исходное понятие этики – автономная добрая воля, которая может быть общей (практический разум) или личной (максима).

Максима – это субъективный принцип совершения поступков.

Автономная добрая воля проявляется через моральный поступок.

Моральный поступок есть результат внутреннего императива (закона, повеления).

Императивы бывают:

1. Ассерторический императив необходим для цели, которую можно с уверенностью предположить априори у каждого человека – это умение выбирать средства для своего собственного благополучия (все хотят быть счастливыми, обеспеченными, здоровыми и т.п.)

2. Гипотетический императив – это средство к какой-то цели (стать врачом, чтобы спасать людей и им пользу; или много работать в молодости и быть бережливым, чтобы обеспечить себе достойную старость и т.п.)

3. Категорический императив цели не имеет. «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла всегда стать принципом всеобщего законодательства» Кант. Или поступай с другими людьми так, как ты хотел бы чтобы они поступали с тобой. Человек всегда цель и никогда не может быть средством достижения чьей-либо цели.

Примеры категорического императива:

1. Самоубийство противоречит всеобщему закону природы;

2. Нужда заставляет брать деньги в долг, но человек знает, что никогда не сможет их отдать. Такое действие противоречит закону доверия между людьми и их связям друг с другом (не поступай с другими так, как ты не хотел бы, чтобы поступали с тобой).

3. Не развивать свой талант, а предаваться увеселениям и удовольствиям противоестественно природе человека.

4. Безразличие к тем, кто живет хуже и более несчастен аморально. Оно отнимает у самого человека надежду на помощь и любовь окружающих.

Цель этики Канта – достижение человеком свободы. Вести себя нравственно – это результат свободного выбора человека. «Определи себя сам, проникнись сознанием морального долга, следуй ему везде и всегда, сам отвечай за свои поступки» – такова квинтэссенция кантовской этики, строгой и бескомпромиссной.

Билет 12

Рационализм и эмпиризм Нового времени (на примере сравнения идей Р.Декарта и Ф.Бэкона).

Философия Фомы Аквинского.