Реферат Курсовая Конспект
Понятие философии. Предмет философии - раздел Философия, Билет 1 1. Понятие Философии. Предмет Философии. 2. Понятие...
|
Билет 1
1. Понятие философии. Предмет философии.
2. Понятие диалектики. Системная диалектика Г.Гегеля.
1. Понятие философии. Предмет философии.
ФИЛОСОФИЯ в переводе с древнегреческого означает «любовь к мудрости» (Пифагор).
МУДРОСТЬ – не всякое знание, а знание наиболее важного, существенного в мире, представляющее интерес для всех разумных существ.
Мудр тот, кто обладает тайной построения мира, смыслом человеческой жизни и предназначением человека. Философы не знают этой тайны, но постоянно находятся в её поиске, в поиске истины.
Так, Платон считал, что философия – это уподобление богам в меру человеческих сил.
ФИЛОСОФИЯ – ЭТО ПОЗНАНИЕ ВСЕОБЩЕГО
Но, всеобщее не дано в чувственном восприятии.
Всеобщее НЕЛЬЗЯ ВОСПРИНЯТЬ ЧУВСТВЕННО. Более того, его невозможно и вообразить себе, представить наглядно – его можно лишь МЫСЛИТЬ.
Вот почему философия – познание всеобщего в мире – есть АБСТРАКТНОЕ(отвлечённое) мышление, или мышление в наиболее ОБЩИХ ПОНЯТИЯХ
ОПРЕДЕЛЕНИЯ ФИЛОСОФИИ
В настоящее время в философской литературе имеется ряд определений философии. Вот некоторые из них:
Философия – учение о всеобщих принципах бытия и познания.
Философия – это наука о всеобщих законах движения и развития природы, общества и человеческого мышления.
Философия – это наука о всеобщем (Гегель).
Философия – это учение об отношении человека к миру.
Философия – это знание о мире, пропущенное через душу человека.
Философия – это поиск одного общего начала для всех вещей и событий в мире, иначе говоря познание всеобщего.
Первый из известных нам философов, Фалес из Милета считал таким первоначалом воду, его последователь – Анаксимен– воздух, Гераклит– огонь, Демокрит – атом и т.п
В философских школах идеалистического направления первоначалом являлись нематериальные сущности. У Платона это были эйдосы (идеи), у Аристотеля – форма, у Гераклита – всеобщий закон (Логос) и т.п.
Предметом философии является всеобщее, т.е. то, что присуще всем областям действительности, что отражает их сущность и является неизменным (наиболее устойчивым).
Первые философы искали то единое, неизменное, из чего, по их мнению, складывалось все многообразие мира. Они называли это первоначалами или первопричинами всего сущего.
Чувственные объекты, будучи вещами, непосредственно воспринимаемыми, иначе называются идеями».
ДУХ
Однако, Беркли ограничивается только отрицанием материальной субстанции, стремясь сохранить субстанцию духовную.
Если Беркли был бы до конца последователен, то пришел бы к выводу, что духовная субстанция исчезает вместе с материальной.
«Я отрицаю, что существует какой-либо не мыслящий субстрат чувственных объектов и отрицаю в этом смысле существование какой-либо материальной субстанции».
«Не существует телесной или материальной субстанции, остаётся, стало быть, признать, что причина идей есть бестелесная, деятельная субстанция, то есть дух». Это по сути говоря предательство логики субъективного идеализма и переход на позиции объективного идеализма.
Крайняя форма субъективного идеализма – солипсизм, представляющий окружающий нас мир как игру человеческого воображения, не устраивает Беркли.
Чтобы избежать солипсизма (мир есть комплекс моих ощущений) Беркли полагает, что «Бог должен существовать независимо от чьего-либо сознания или идеи».
Поэтому Беркли вводит 2 рода бытия: бытие Бога, воспринимающего не только обычные вещи, но и мыслящие вещи (людей) и бытие людей, воспринимающих вещи.
Между этими родами бытия в качестве посредников расположены ангелы и архангелы.
«Если действительное существование не мыслящих вещей состоит в их воспринимаемости, то существование мыслящей вещи в этом не состоит».
Беркли признает существование других людей (других мыслящих Я).
Существуют ли вещи, если они не воспринимаются как мной, так и другими людьми, если они не являются идеями ни для меня, ни для других? К примеру, отдаленные не видимые звезды, глубоководные еще не обнаруженные рыбы и т.п.
Существуют, но только по тому, что, если они действительно существуют, то воспринимаются ангелами и в конечном счете Богом.
Беркли полагает бытие в действительности (реализованное бытие) и бытие в возможности (еще не реализованное).
АГНОСТИЦИЗМ ЮМА
Юм заявляет, что в познании мы должны опираться на опыт.
Опыт – это наши восприятия. Они следуют одно за другим. Мы фиксируем это следование и сами в своем сознании устанавливаем причинные связи между восприятиями. Эти связи субъективны и мы не можем гарантировать, что они действительно имеют место.
Наше познание может иметь место только в области феноменологии (явления), но никак не в области сущности.
Нам даны лишь явления, сущность же от нас скрыта, она нам никак, ни в каком опыте не дана.
Например, если мы толкнули кием биллиардный шар, он покатился и толкнул другой шар. Причиной движения последнего будет толчок первого шара. Но в самом деле это не совсем так. Причиной движения шара будет возникшая в момент удара сила (энергия), но она нам никак не дана, считает Юм. Знание сил, энергий было бы знанием сущности происходящих процессов, но это знание нам в принципе не доступно.
Общечеловеческих идеалов - решающее условие плодотворного познания. Основным методом исследования в естественной философии (естествознании) Бэкон утверждает индукцию и дедукцию. Индукция –способ умозаключения от частного к общемуДедукция -способ умозаключения от общего к частному. систематизировал эмпиризм и изложил свои взгляды в своем основном труде "Опыт о человеческом разуме". Локк отрицал идеи Декарта, и рассматривал человеческий ум как чистый лист бумаги (tabula rasa), а все идеи считал возникающими из опыта. По Локку, опыт состоит из внешнегои внутреннего опыта: из ощущенийи рефлексии. Человеческий ум он сравнивал с темной комнатой, а ощущения и рефлексию с окнами, через которые в комнату поступает свет. Ощущение относится к способности человека воспринимать внешние объекты посредством органов чувств, а рефлексия относится к восприятию деятельности нашего разума, например, связанной с желаниями, рассуждениями и мышлением. 2.Философия Фомы Аквинского
Фома Аквинский (Томмазо д`Аквино) (1225-1274).
Основные работы: «О спорных вопросах истины», «О Троице», «Сумма против язычников» и незавершенная «Сумма теологии».
Аристократ, родственник германского императора, становится рядовым нищенского ордена доминиканцев = «псы господни».
В 1323г. решением римской курии Фома Аквинский причислен к лику святых. Основоположник современной римско-католической церкви и ее официальной философии – неотомизма (с конца 19в.).
Фома применяет к христианской теологии ФИЛОСОФИЮ и ЛОГИКУ Аристотеля.
Согласно Фоме, УНИВЕРСАЛИИ (общие понятия) существуют одновременно
- в Божественном уме,
- в вещах, сотворенных Богом (как их сущности), и
- в человеческом уме, познающем их (как идеи).
А потому, в тварном мире мы с помощью ума познаем именно сущности, субстанции.
Фома признает правомерность не только теологии, но и науки. Он предлагает новое решение «Концепции двух истин».
По методу познания истины наука и теология отличаются друг от друга. Наука опирается на опыт и разум, теология – на откровение и Священное писание.
Предмет же познания у них общий – мир сотворенный Богом. Они идут в познании мира - каждый своим путем. Они должны дополнять друг друга.
Догматы христианского вероучения по возможности должны подкрепляться рациональным обоснованием.
Некоторые догматы поддаются такому обоснованию ( существование Бога, бессмертие души и др.), а некоторые – нет (возникновение мира из «ничего», воскрешение из мертвых и т.п.). Но это не означает, что последние неразумны, наоборот, они сверхразумны, т.к. не под силу уму человеческому, но очевидны для ума Божественного.
Фома пытается сгладить противоречие между верой и разумом; в случае же их конфликта приоритет следует отдать вере.
Фома провозглашает принцип ГАРМОНИИ ВЕРЫ И РАЗУМА.
Фома, как и Аристотель, пытается вывести бытие Бога из бытия вещей с помощью формальной логики (разума). Доказательства бытия Бога:
1. Все, что движется имеет причиной своего движения нечто иное, ибо ничто не может быть движущим и движимым одновременно и в одном и том же отношении. А это иное тоже имеет причину своего движения и т.д. Таким образом, существует первопричина движения или Бог (по Аристотелю это был Перводвигатель, который был равносилен Божеству).
2. Все конкретные вещи имеют причину своего существования, а у этих причин тоже должны быть свои причины, следовательно, должна существовать Первопричина всего существующего, то есть Бог.
3. Мир полон случайностей и бесчисленных возможностей, но за ними стоит и их объясняет некая абсолютная Необходимость, то есть Бог.
4. Все вещи обнаруживают различную степень красоты, совершенства, блага, истинности. Степень этого должна измеряться неким абсолютным мерилом, то есть Богом.
5. В мире существует гармония и целесообразность. Бог полагает цель и гармонию всему, что происходит в мире.
Фома Аквинский о человеке и свободе
Фома считает, что человек является единством тела и души. Тело творится Богом для каждой конкретной души. А потому тело не является оковами души, напротив, их соединение – благо для души. Тело – основа для ее (души) индивидуальности и бессмертия.
ФОМА О СВОБОДЕ
Фома признает свободную волю человека, которая дарована ему Творцом. Благодаря этой свободной воле человек:
-несет ответственность за свои поступки,
- делает выбор между добром и злом, моральными и аморальными поступками.
Согласно Фоме, можно говорить о двух свободах – свободе ценностно-ориентированной и свободе безразличной к ценностям (греховная свобода).
Фома связывает понятие свободы с ценностными ориентациями человека, с выбором правильного пути (Божьей благодати). Греховная свобода привела к тому, что люди были изгнаны из Рая.
СВОБОДА – это свобода от давления дурного выбора, это свобода, прежде всего, ОТ ЗЛА.
Билет 13
1 Проблемы научного знания. Теория и гипотеза.
2 Философия Ф.Бэкона.
1.
ПРОБЛЕМА – ЭТО ВОПРОС ИЛИ ЗАДАЧА, ПОДЛЕЖАЩИЕ РЕШЕНИЮ.
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ предполагает существование чего-то неизвестного, непознанного, но в то же время выделенного, определённого. Т.о. знание проблемы – это знание особого рода: оно есть «знание о незнании».
Проблема должна быть не только замечена, но и по-научному сформулирована, очищена от субъективных, индивидуальных и эмоциональных моментов, выражена языком науки.
Постановка проблемы – начальный шаг всякого научного исследования. Но когда проблема поставлена, то далее необходимо найти методы ее решения.
ЭМПИРИЧЕСКИЙ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ.
ЭМПИРИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ связан с чувственным познанием самих физических объектов,
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ – с созданием и оперированием идеализированными объектами (материальная точка, прямая, идеальный газ, абсолютно черное тело, инерциальная система и др.).
Предметом этого знания могут быть объекты разного типа: реальные, абстрактные, идеальные.
РЕАЛЬНЫЙ ОБЪЕКТ – ЭТО ЕДИНИЧНОЕ, ОТДЕЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ (ВЕЩЬ, ПРОЦЕСС, СОБЫТИЕ), НАБЛЮДАЕМОЕ В ОПРЕДЕЛЁНОМ МЕСТЕ И В ОПРЕДЕЛЁНОЕ ВРЕМЯ.
АБСТРАКТНЫЙ ОБЪЕКТ– ЭТО ОБОБЩЁННЫЙ ОБРАЗ РЕАЛЬНОГО ОБЪЕКТА.
К этому абстрактному объекту учёный и относит знание, полученное при изучении данного в опыте реального единичного объекта.
ИДЕАЛЬНЫЙ ОБЪЕКТ– ЭТО ПРОДУКТ ВООБРАЖЕНИЯ, КОНСТРУИРУЕМЫЙ ПУТЁМ ИДЕАЛИЗАЦИИ КАКИХ-ЛИБО СВОЙСТВ РЕАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ.
ИДЕАЛИЗАЦИЯ – это способ, с помощью которого исследователь устраняет факторы, затемняющие сущность изучаемых явлений. Благодаря идеализации он получает возможность сделать в своей мысли то, что нельзя осуществить в реальной действительности, - отделить сущность от явления.
Итак, предметное знание – это знание о реальных, абстрактных и идеальных объектах.
Между ними существует тесная взаимосвязь, обусловленная, прежде всего, тем, как добываются научные знания.
А различия в этом аспекте вычленяют два типа или уровня научных знаний – ЭМПИРИЧЕСКИЕ и ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ.
Эмпирическое знание добывается в опыте, в непосредственном или опосредованном (через приборы) контакте исследователя с существующими вне его сознания объектами.
Главной задачей здесь является получение научных фактов. С этой целью наука использует разнообразные методы эмпирического исследования. При этом основными эмпирическими методами являются наблюдение и эксперимент.
- НАБЛЮДЕНИЕ– это целенаправленное и специально организованное восприятие явлений. Оно должно проводиться так, чтобы не вмешиваться в картину изучаемых явлений.
– ЭКСПЕРИМЕНТ – активное, целенаправленное, строго контролируемое воздействия исследователя на изучаемый объект, с целью изучения его сущности.
В зависимости от цели, поставленной экспериментатором, различают эксперименты ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ,
ПРОВЕРОЧНЫЕ (для подтверждения или опровержения какой-то гипотезы), ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ (нацеленные на обнаружение новых явлений),
КОНТРОЛЬНЫЕ (с целью проконтролировать работу аппаратуры или результаты других экспериментов).
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ, В ОТЛИЧИЕ ОТ ЭМПИРИЧЕСКОГО, СТРОИТСЯ УМСТВЕННЫМ ПУТЁМ, ПРИ ОТСУТСТВИИ КОНТАКТА С ИЗУЧАЕМЫМИ ОБЪЕКТАМИ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ.
Теоретик работает с мыслимыми образами объектов, а потому его материальные орудия деятельности – всего лишь карандаш и бумага и в наше время – компьютер. Поэтому теоретическое исследование оказывается гораздо дешевле эмпирического.
Первый путь – НЕФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ. Оно состоит в том, что объяснение ищется в уже имеющихся в науке теориях, что ведёт к их дальнейшему развитию. Но когда на указанном пути не удаётся добиться успеха, то приходится вступать на новый путь – путь ФУНДАМЕНТАЛЬНОГО ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. Оно связано с разработкой принципиально новой научной теории.
ТЕОРИЯ – ЭТО ЛОГИЧЕСКИ УПОРЯДОЧЕННАЯ СИСТЕМА ЗНАНИЙ О СУЩНОСТИ КАКИХ-ЛИБО ЯВЛЕНИЯХ, В КОТОРОЙ СТРОЯТСЯ ИХ МЫСЛЕННЫЕ МОДЕЛИ И ФОРМУЛИРУЮТСЯ ЗАКОНЫ, ОБЪЯСНЯЮЩИЕ И ПРЕДСКАЗЫВАЮЩИЕ НАБЛЮДАЕМЫЕ ФАКТЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ.
При этом теория всегда отражает реальность лишь в упрощённом, схематизированном и идеализированном виде. А логическое развёртывание и систематизация содержания теории происходят в разных науках по-разному.
состоит в том, что,
во-первых, за исходные положения теории принимаются не подлежащие доказательству аксиомы;
во-вторых, все остальные положения теории логически выводятся из аксиом по правилам дедуктивного вывода;
в-третьих, все термины, содержащиеся в языке теории, определяются через неопределяемые термины, фигурирующие в аксиомах. предполагает изложение теории на особом языке, т.е. языке со строго фиксированным синтаксисом (синтаксис – способы соединения слов в словосочетания и предложения, соединение предложение в сложные предложения).
Теория, изложенная в формализованном языке, превращается в ФОРМАЛИЗОВАННУЮ СИСТЕМУ.
Он отличается от аксиоматического метода тем, что исходные положения теории формулируются не как аксиомы, а как гипотезы. В ходе разработки теории к ним могут добавляться новые гипотезы и новые понятия, их дополняющие и уточняющие.
В результате в теории образуется иерархическая система гипотез различного уровня общности.
должны удовлетворять ряду требований, соблюдение которых хотя и не обеспечивает их истинность, но, по крайней мере, даёт им право на существование в науке. Требованиями такого рода являются:
1.ЛОГИЧЕСКАЯ НЕПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ.
2.ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ ПРОВЕРЯЕМОСТЬ.
3.ФАЛЬСИФИЦИРУЕМОСТЬ, т.е. принципиальная возможность опровержения. На важность этого методологического принцип обратил внимание в 1930 году Карл Поппер. Если любые опытные данные способны только подтверждать гипотезу, то она неинформативна ( гипотезы подобные неопровержимому прогнозу: «Либо дождик, либо снег, либо будет, либо нет», никакой информации не несут)
4.ПРЕДСКАЗАТЕЛЬНАЯ СИЛА. Гипотеза (теория) должна не только объяснят факты, но и предсказывать новые. Гипотезы, не предполагающие никаких следствий, называются гипотезами ad hoc («к этому»). Они не допускают проверки и не приносят никакого достоверного знания.
5.МАКСИМАЛЬНАЯ ПРОСТОТА означает способность гипотезы (теории), исходя из немногих оснований и не прибегая к произвольным допущениям ad hoc, объяснить более широкий круг явлений. С простотой связаны логическое совершенство, красота, изящество теории.
6.ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ.
НАУЧНЫЙ МЕТОД – ЭТО ПУТЬ ПОЗНАНИЯ, ОПИРАЮЩИЙСЯ НА НЕКОТОРУЮ СОВОКУПНОСТЬ РАНЕЕ ПОЛУЧЕННЫХ ОБЩИХ ЗНАНИЙ (ПРИНЦИПОВ).
Существуют ОБЩЕНАУЧНЫЕ методы эмпирического познания: наблюдение, эксперимент, измерение и описание.
Существуют также ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ методы, находящие применение во многих или даже во всех науках.
К ним относятся все методы рационального мышления – анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, индукция, дедукция и др. Методы оценивают по следующим характеристикам:
ОБЩНОСТЬ, т.е. широта области применимости;
ПРОДУКТИВНОСТЬ, т.е. информативность, надёжность, точность;
РАЦИОНАЛЬНОСТЬ, т.е. «разумность», простота, доступность для понимания и освоения.
Понятие истины. Концепции истины (когерентная, феноменологическая, прагматическая). Абсолютная и относительная истина. Объективная истина.
Билет 16
Понятие общества и государства.
Кого мы называем философом. Необходимость изучения философии (аргументировать).
Философия позитивизма (классический позитивизм О.Конта, Г. Спенсера, Дж.-Ст. Милля).
• 1. ФИЛОСОФ – это врожденное качество, это способность видеть всеобщее, предельные основания мира; это способность видеть общее за единичным (за деревьями видеть лес). Эта способность либо дана человеку, либо нет, и научить этому нельзя.
• Философ ставит вечные, непреходящие проблемы, для решения которых понадобятся многие века. Поэтому взгляды античных философов современны нам и их проблемы тоже. Этого, однако, нельзя сказать о естественных науках, где все устаревает предельно быстро.
• Философия нужна каждому человеку в кризисных критических ситуациях, когда традиционные принципы и схемы мышления и поведения не срабатывают, когда необходим новый, обобщающий взгляд на мир, помогающий взглянуть на привычные вещи по-другому, шире, многостороннее.
• Философия нужна человеку мыслящему, оригинальному , творческому, который ищет свой собственный, уникальный путь в жизни и не хочет быть «как все».
• Философия не нужна людям нетворческим, предпочитающим «плыть по течению», носителям массового сознания, не желающим самим думать и принимать решения и нести за них ответственность.
• И в заключении еще одно определение философии:
• «Философия есть единая универсальная духовная «система отсчета», позволяющая оценить и понять любую информацию, привести ее в связь с тем, что было известно раньше, увидеть ее место в одном всеобъемлющем целом» С.А.Чернов.
2. Философия позитивизма (классический позитивизм О.Конта, Г. Спенсера, Дж.-Ст. Милля).
ПОЗИТИВИЗМ (от лат. positivus – положительный), философское направление, основанное на принципе, что всё подлинное, «положительное» (позитивное) знание может быть получено лишь как результат отдельных специальных естественных наук и их синтеза.
• Философия как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существование.
СТРУКТУРА ПОЗИТИВИЗМА
Классический: Эмпириокритицизм:
(О.Конт, Г. Спенсер, (Э.Мах, Р.Авенариус, Дж.Ст. Милль) А.А. Богданов)
Неопозитивизм: Структурализм:
(Б.Рассел, М.Шлик, (Сосюр, К.Леви-
Л. Витгенштейн, Стросс)
К. Поппер, А.Пуанкаре)
Соотношение философии, науки, религии и искусства.
– Конец работы –
Используемые теги: Понятие, философии, Предмет, философии0.072
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Понятие философии. Предмет философии
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов