Такое понимание истины восходит к Платону и Аристотелю. Это понимание называют КЛАССИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИЕЙ ИСТИНЫ.
ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ
Истина – донаучный феномен, идеальное, самодовлеющее бытие, которое не следует смешивать с представлениями, понятиями, рассуждениями, адекватно выражающими эмпирические факты.
Не истина относится к познанию, а познание относится к истине, то есть является попыткой ее постижения.
Истина может быть познана, но может остаться непознанной, никому неизвестной, но тем не менее абсолютной
Не следует связывать истину (абсолютную истину) с эмпирически данным предметом научного исследования, с уровнем развития научного познания и его результатом.
ХАРАКТЕРИСТИКИ ИСТИНЫ
Истина обладает двумя характеристиками: объективностью и конкретностью.
- Объективность истины означает, что содержание истинного знания не зависит ни от человека, ни от человечества.
- Конкретность истины выражает то обстоятельство, что знание получено в конкретных условиях с использованием конкретных средств, а также характеризуется конкретными историческими обстоятельствами. Истинное знание отражает конкретный фрагмент реальности, либо конкретную познавательную ситуацию.
КОГЕРЕНТНАЯ ТЕОРИЯ ИСТИНЫ
Помимо классической концепции существуют и иные подходы к пониманию истины.
АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА – это, во-первых, абсолютно точное и полное знание, во-вторых, это предел, к которому человеческое познание способно только бесконечно стремиться, никогда не достигая его («гносеологический идеал»).
КОГЕРЕНТНАЯ теория истины связывает истинность знания с его самосогласованностью и непротиворечивостью
ПРАГМАТИЧЕСКАЯ И КОНВЕНЦИОНАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИИ
Истина, согласно прагматизму, связывает истинность знания с его практической пользой.
Конвенциональная концепция истины, получившая широкое распространение в современной философии, трактует истину как соглашение между членами научного сообщества.
Классическая концепция истины не исключает когерентный и прагматический подходы и может быть соединена с ними.
Действительно, сначала констатируют факт и суждение о нем стремятся СОГЛАСОВАТЬ с имеющимися данными, а затем встает вопрос, как с ПОЛЬЗОЙ ПРИМЕНИТЬ полученное знание.